Что ценит и что не принимает автор романа «Отцы и дети» в Базарове? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)


Образ центрального персонажа, написанного И.С. Тургеневым романа «Отцы и дети», Евгения Базарова неоднозначен. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем, поскольку в нем сочетаются разные качества. Что-то автор в Базарове ценит, а что-то – не принимает.

Евгений Базаров является умным и весьма образованным молодым человеком, который уделяет внимание науке. Главный герой представлен как трудолюбивый человек, который постоянно занят каким-то делом. И. С. Тургенев уважает своего героя за его ум, за стремление трудиться на благо Родины, ради простого народа. Главный герой имеет действительно большой потенциал. Базаров представлен личностью с сильным внутренним стержнем. Даже перед смертью Базаров пытается оставаться сильным, понимая, что его слабость только усилит боль его родителей.

Но И.С. Тургенев не принимает нигилистических воззрений Базарова. Автор не понимает, как можно не ценить природу, искусство, красоту и любовь. И.С. Тургенев, сам будучи писателем, не может не уважать искусство. Автор не согласен со словами Базарова о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», поэтому пейзажные зарисовки в романе неслучайны: автор показывает, что он ценит природу и любуется ею. Через взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова показано, что главный герой не ценит дружбу, он воспринимает Аркадия как ученика, который нужен для развития нигилизма в России. И.С. Тургенев не согласен с мнением Базарова о том, что «сперва нужно место расчистить» и только потом «строить». В романе подчеркивается, что и Базаров, и Павел Петрович слишком категоричны, они не слышат и не хотят слушать друг друга, чтобы в итоге прийти к какому-то компромиссу.


Писатель специально проводит своего героя через испытание любовью, чтобы развенчать нигилизм: то, что Базаров, отрицавший любовь, влюбляется в Анну Одинцову и становится романтиком, указывает на то, что нигилизм не может существовать в реальной действительности.

Все же И.С. Тургенев не ставит Базарова наравне с Кукшиной и Ситниковым, которые также называют себя нигилистами. Автор демонстрирует, что Базаров просто подвергся влиянию ошибочной теории. То, что Базаров долгое время пытается отрицать свои любовные чувства к Анне Одинцовой, не признавая несостоятельности нигилистических идей, не принимается автором, однако И.С. Тургенев демонстрирует, что Базаров на самом деле умеет глубоко и искренне любить. Перед смертью он думает о родителях, понимая, какое горе принесет его гибель, автор показывает, что на самом деле Базаров любит своих родителей, хотя никогда это им не показывал и вел себя показательно равнодушно. Автор показывает, что Базаров, находясь под властью нигилистических воззрений, пытался скрыть истинное «я», вступая в конфликт с самим собой.

Несмотря на несогласие с методами общественных изменений, писатель уважает Базарова на его неравнодушие к будущему страны, за стремление помочь простому русскому народу. Однако нигилизм и деятельность подобных Базарову, по мнению И.С. Тургенева, не способны принести российскому обществу пользу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает Тургенев? (по роману «Отцы и дети»)
  • В чём заключается своеобразие конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети»?
  • Что сближает и что разобщает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • Каково авторское отношение к участникам спора «отцов» и «детей»? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)