ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ОГЭ (2024) по русскому языку с ответами
Вашему вниманию представлены пробные варианты ОГЭ (2024) по русскому языку с ответами.
Инструкция по выполнению работы
Вариант 1
Часть 1
Часть 2
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) питомцы уступают (предложение 1)
2) удаётся это (предложение 2)
3) вылизывает шерсть (предложение 3)
4) животное находится (предложение 4)
5) животное будет бегать, прыгать и кувыркаться (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) в предложении 1 имеется обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом
2) инфинитив поддерживать в предложении 2 является несогласованным определением
3) предложение 3 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами
4) предложение 4 сложноподчинённое с придаточным следствия
5) в предложении 5 три грамматических основы
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Цветное телевидение (1) изобретённое в конце 1920 г. (2) вошло в нашу жизнь только в 1960-х гг.. Цветные телекамеры раскладывают изображение на три отдельные цветовые картинки: красную (3) зелёную (4) и синюю. Затем каждую из таких картинок они преобразовывают в электрические сигналы (5) которые вместе со звуковыми сигналами записываются на киноплёнку (6) или магнитную ленту. В цветном телевизоре из принятого сигнала извлекается информация об основных цветовых сигналах (7) преобразовывающих лучи трёх электронных пушек (8) и сигналы вновь превращаются в изображения.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СТАРИННЫЙ (подсвечник) - в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ИНН-, пишется НН
2) ДРЕВНЕРУССКИЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
3) ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО – частица НЕ пишется раздельно, так как входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ.
4) МЕДВЕЖОНОК – в суффиксе -ОНОК имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
5) ИЗДАВНА – на конце наречий всегда пишется буква А.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Действия, сов..(1)ршаемые нами изо дня в день в течени..(2) какого-то времени, становятся для нас обычными и естественными, и мы попросту перестаём задумываться, хороши они или плохи. А затем уже наш характер, сложивш..(3)йся в результате пов..(4)дения, станов..(5)тся тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжени..(6) всего плавания. Но ведь каждому воздаётся по тому, что он делает, что бы мы н..(7) думали по этому поводу и сколько бы н..(8) ссылались на случайности, совпадения и прочие не завис..(9)щие от нас обстоятельства.
8. Раскройте скобки и запишите слово «крем» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Солнцезащитные (крем) имеют первостепенное значение при защите от солнечных ожогов, рака кожи и преждевременного старения.
9. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «поехал отдыхать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Найденный детьми цветок был похож на маленькое солнце с белыми лучами.
2) По предположению папы, семечко незнакомого цветка занесло на Землю потоком космических частиц.
3) Бабушке было 100 лет.
4) По словам бабушки, ромашки безжалостно срывали, срывали просто так.
5) Бабушка обрадовалась, опознав в никому не известном цветке ромашку.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.
2) Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.
3) Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки.
4) Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени.
5) От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами.
12. В предложениях 33-43 найдите синоним к слову беспричинно (бесцельно). Выпишите этот синоним.
Часть 3
Вариант 2
Часть 1
Часть 2
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) приютился заповедник (предложение 1)
2) получил место (предложение 2)
3) сберегли, изучают и охраняют (предложение 3)
4) которые занесло (предложение 4)
5) нет (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 использовано составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
4) В предложении 4 есть вводная конструкция – по мнению учёных.
5) Предложение 5 сложное, состоит из 5 предикативных частей (простых предложений).
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Эпоха Возрождения началась не с великого зодчества (1) или великой живописи (2) и великих путешествий (3) а с великой любви: двадцатилетний юноша Данте увидел девочку Беатриче (4) и (5) став великим поэтом (6) рассказал о любви к ней в своих произведениях.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИКАСАЕТСЯ – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2) КОЛЮЩИЕ (предметы) – в безударных суффиксах действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется буква У/Ю.
3) ПЕСЧАНЫЙ (берег) – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса -АН-(-ЯН-), пишется одна буква Н.
4) РАЗВЕРНУТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
5) ЦИФЕРБЛАТ – в корне слова после Ц пишется буква Ы, но циферблат – слово-исключение.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Н..(1)ступает раннее утро, постепенно светлеет синее небо, и все предметы, оз..(2)рённые ярким светом, приобретают и исконную форму, и естественную ..(3)краску: и жёлтые, оп..(4)лённые зноем скалы, и лысая, лишённая р..(5)стительности горка, и обветренный, запущенный кустарник, и заб..(6)лоченная река, заключённая в пологие берега, и кое-как сплетённое убежище п..(7)стуха. Всё теперь ст..(8)новится простым и обыкновенным, принимая перв..(9)зданный свой вид.
8. Раскройте скобки и запишите слово «носки» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Житель Бристоля опубликовал в социальных сетях скриншот сообщения от своего подчинённого, который отказался идти на работу из-за отсутствия чистых (носки).
9. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «города России», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Интернет – это новейшее средство обогащения за счёт простого народа.
2) Порядок в доме начинается с порядка на рабочем столе.
3) Интернет больше зло, чем добро, так как, постоянно пребывая в виртуальном мире, человек дезориентируется в реальной жизни.
4) Люди с недоверием относятся к информации из Интернета.
5) Политическим обозревателям, экономистам, финансовым аналитикам жалко народ.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Они сами не замечают, как начинают делать именно то, что от них хотят.
2) А люди верят Инету, как при советской власти они верили газетам.
3) Рубль упадёт, рубль упадёт, рубль упадёт…
4) Если ты перестаёшь замечать, какие у тебя дома обои, не только твоя квартира превращается в помойку.
5) Постоянно идёт игра на курсе валют.
12. В предложениях 33-45 найдите слово со значением продукт, предмет, лишь отчасти, по некоторому сходству являющийся заменой другому, обычно неполноценный. Выпишите это слово.
Часть 3
Вариант 3
Часть 1
Часть 2
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) слово древнее (предложение 1)
2) использовали приспособления и носители (предложение 2)
3) это были пластинки (предложение 3)
4) писали, затирали ненужное (предложение 4)
5) скрепляли (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 осложнено однородными подлежащими.
3) В предложении 3 есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
4) В предложении 4 есть обособленное приложение – стилусом.
5) В предложении 5 три грамматических основы.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Трамвай скользнул по рельсам и (1) оставив позади городские окраины (2) покатился вниз (3) в долину. Он то вылетал на душистые (4) залитые солнцем (5) лужайки (6) то нырял под тенистые деревья (7) где пахло грибами.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЫМОКНУТЬ (под дождём) – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2) КЛЕИТ (бумажного змея) – в безударных личных окончаниях глаголов I спряжения пишется буква И.
3) (сочинение) ПРОВЕРЕНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого прилагательного.
4) БЕСЦВЕТНАЯ (жидкость) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) НИКОГО (не встретил) – в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ-.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
В отдалени..(1) от аллеи городского парка пр..(2)таилась в засаде кошка. Она пр..(3)следует стайку воробьёв и вн..(4)мательно пр..(5)сматривается к каждой птичке. Осторожным и умным воробьям отлично известно, что на уме у коварной хищн..(6)цы, и они подб..(7)рают на дорожке пищу и не прибл..(8)жаются к охотниц..(9).
8. 16. Раскройте скобки и запишите слово «пятьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Более (пятьсот) спортсменов из разных городов России примут участие в соревнованиях по образовательной робототехнике на Кубок мэра Москвы.
9. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «деревянные дощечки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Марина Тимофеевна, бабушка Насти, всю жизнь проработала в музее.
2) Настя считала себя свободным человеком, так как могла делать то, что считала нужным.
3) По мнению Марины Тимофеевны, в современном кино или Инстаграме всё придумано, ни слова правды.
4) «Игра престолов» - любимый фильм Настиной бабушки.
5) Джессика считала, что школьная форма – это символ рабства.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) – Мы любим настоящее кино! – закричала она.
2) – Ну, разумеется, – не моргнув глазом, согласилась бабка.
3) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность!
4) Вы ходили по струнке и в школьной форме!
5) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева.
12. 14. Найдите в тексте антоним к слову БЕДНЫЙ (предложение 30). Выпишите этот антоним.
Часть 3