ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ОГЭ (2024) по биологии с ответами

Вашему вниманию представлен пробный вариант ОГЭ (2024) по биологии с ответами.


Инструкция по выполнению работы

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение тренировочной работы даётся 2,5 часа (150 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы.

К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Для записи ответов используют чистый лист.

Все ответы записываются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении работы разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте работы не учитываются при оценивании.

Баллы, полученные Вами за выполнение заданий, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–21 является цифра, последовательность цифр или букв.

1. Рассмотрите рисунок, на котором изображён фрагмент жизненного цикла папоротника.

картинка

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует процесс, представленный на рисунке?



2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите один соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ:

A) кишечная палочка
Б) пеницилл
B) клевер гибридный
Г) гребенчатый тритон

ЦАРСТВА:

1) Животные
2) Грибы
3) Бактерии
4) Растения



3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Буковые
2) класс Двудольные
3) отдел Цветковые
4) царство Растения
5) род Каштан



4. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

картинка

Какие два из нижеприведённых описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне концентрации углекислого газа?

1) Скорость фотосинтеза растёт на протяжении всего диапазона концентраций углекислого газа.
2) Скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа.
3) При концентрации углекислого газа в 0,08 % рост скорости фотосинтеза прекращается.
4) При концентрации углекислого газа свыше 0,2 % скорость фотосинтеза начинает снижаться.
5) В интервале концентраций углекислого газа от 0 до 0,03 % рост скорости фотосинтеза линеен.



5. Установите последовательность процессов, происходящих осенью. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) опадение листьев
2) пожелтение листьев
3) уменьшение длины светового дня
4) прекращение питания листа
5) подготовка к зиме безлиственных побегов с почками



6. С какой целью используют медицинский прибор, изображённый на рисунке?

картинка

1) измерение артериального давления

2) повышение кислородной ёмкости крови

3) определение жизненной ёмкости лёгких

4) контроль пульса во время дыхательных упражнений



7. Известно, что бобр обыкновенный – крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Длина тела животного достигает 1–1,5 м, а масса – до 32 кг.
2) Главными естественными врагами бобра являются волки, бурые медведи и лисы.
3) Мощными резцами бобр подгрызает стволы деревьев и валит их на землю, а затем объедает кору и ветви.
4) Бобр очень чистоплотен, никогда не засоряет своего жилья остатками еды и экскрементами.
5) Бобр издавна добывается ради красивого и прочного меха.
6) Между пальцами у животных имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо – на передних.



8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

картинка


Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) покровная ткань
2) запасающая ткань
3) проводящая ткань
4) образовательная ткань



9. Выберите из приведённых характеристик те, которые относятся к царству растений. Выберите три верных признака и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в клеточную стенку входит полисахарид хитин
2) клетки содержат пластиды
3) организм обладает неограниченным ростом
4) запасной углевод в клетках – гликоген
5) питаются другими организмами
6) содержат хлорофилл



10. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Развитие насекомых

Насекомые с _______ (А) проходят в своём развитии четыре стадии.
У насекомых с _________ (Б) отсутствует стадия ________ (В).
У бабочек личинку называют ______ (Г). Развитие с превращением даёт насекомым возможность быть более приспособленными к условиям существования.

Перечень терминов:
1) гусеница
2) личинка
3) куколка
4) яйцо
5) неполное превращение
6) полное превращение
7) взрослое насекомое
8) чешуекрылое



11. Установите соответствие между характеристиками и животными, изображёнными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

картинка

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

A) один круг кровообращения
Б) постоянная температура тела
B) имеется боковая линия
Г) дыхание лёгочное
Д) наличие диафрагмы

ЖИВОТНЫЕ:

1) 1
2) 2



12. Верны ли следующие суждения о лишайниках?

А. Тело лишайника образовано гифами гриба и одноклеточными зелёными водорослями.
Б. Размножаются лишайники кусочками слоевища.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны



13. Рассмотрите фотографию лысой кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

картинка

картинка

картинка

картинка

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы эльф.
На клинообразной голове выделяются хорошо заметные скулы. Одной из отличительных особенностей породы эльф являются уши. Они достаточно широкие в нижней части, а заострённые кончики чуть загнуты назад. Глаза отличает миндалевидная и слегка выпуклая форма. Из-за отсутствия шёрстного покрова на поверхности тела заметны многочисленные кожные складки.

1) соответствует
2) не соответствует



14. Под каким номером на рисунке изображена половая система человека?

картинка


15. При возбуждении симпатической нервной системы у человека:

1) усиливается перистальтика кишечника
2) снижается артериальное давление
3) активно вырабатывается желудочный сок
4) ускоряется сердцебиение



16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено сердце человека. Запишите в цифры, под которыми они указаны.

картинка

1) правый желудочек
2) лёгочный ствол
3) створчатый клапан
4) аорта
5) правое предсердие
6) левый желудочек



17. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых характеристик используют при описании энергетического обмена в клетке?

1) осуществляется биологическое окисление
2) идёт с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) происходит в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов



18. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток крови: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

A) не имеют постоянной формы
Б) в их состав входит гемоглобин
B) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела
Г) обеспечивают иммунитет
Д) в зрелом состоянии имеют ядро

ТИПЫ КЛЕТОК КРОВИ:

1) эритроциты
2) лейкоциты



Изучите фрагмент экосистемы океана, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

картинка


19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания криля.

Список характеристик:

1) обитатель поверхностного слоя воды
2) консумент первого порядка
3) мелкий зоопланктонный организм
4) продуцент
5) редуцент
6) паразитирует на крупных млекопитающих



20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит синий кит. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.


21. Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы океана. Как изменится численность синих китов и альбатросов, если в течение нескольких лет наблюдалось уменьшение численности криля?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.


картинка



Часть 2

Для ответов на задания 22–26 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), а затем – развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


22. Рассмотрите рисунок с изображением этапов оказания первой помощи. Как называют изображённую манипуляцию? Назовите одно из правил оказания данного вида первой помощи.

картинка

  • ✅ Правильный ответ


23. Известно, что для развития плесневых грибов необходимы определённые условия. Максим решил поставить эксперимент. В одинаковые ёмкости он поместил по 20 г свежего белого хлеба и оставил на час в открытом виде.

Затем он накрыл ёмкости воздухопроницаемыми крышками и убрал одну из них в холодильник, а другую в закрытый шкаф с комнатной температурой.

Через несколько дней Максим обнаружил, что плесень появилась на хлебе в шкафу, а спустя ещё некоторое время – на хлебе, который был в холодильнике.

Влияние какого фактора на развитие плесневых грибов проверял Максим?

Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на развитие плесневых грибов.

  • ✅ Правильный ответ


Прочитайте текст и выполните задание 24.

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ


Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковых и придаточных корнях (у георгина, ятрышника, чистяка и др.).

Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы.

Микориза – это особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев – сосны, яблони – грибница и ткани корня плотно срастаются друг с другом, представляя единое целое.

Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли – клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки – это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.


24. Используя содержание текста «Видоизменения корней», ответьте на следующие вопросы.

1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения?

2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод.

3) Как называют отношения между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?


  • ✅ Правильный ответ


25. Пользуясь таблицей 1 «Содержание соланина в различных сортах картофеля (в мг на 100 г)», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

картинка

1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?


  • ✅ Правильный ответ



Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.

картинка

картинка


26. Пётр, защитник баскетбольной команды, после утренней тренировки, которая продолжалась 1 час 40 минут, решил пообедать в столовой.


Выполните задания, используя данные таблиц 2 и 3.

1) Рассчитайте энергозатраты тренировки.

2) Предложите юноше оптимальное по калорийности меню обеда (первое, второе, салат, напиток) из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать его энергозатраты. При выборе учтите, что Пётр обязательно закажет плов с курицей и клюквенный морс. Укажите рекомендуемые блюда, калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.

3) Во время обеда Пётр пожаловался на то, что его иногда мучает изжога – неприятное ощущение жжения, распространяющееся по пищеводу.

Объясните, с чем связано это ощущение.


  • ✅ Правильный ответ