Контрольная (диагностическая) работа по русскому языку для 11 класса

Контрольная (диагностическая) работа (26 заданий) по русскому языку для 11 класса с ответами онлайн.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и интереснейших разделов языкознания. Основателями её были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин «этимология», составленный из двух греческих слов: etymon, что значит «истина», и logos, что значит «слово, учение». То есть сначала этимологией называли учение об истине, истинном значении слов.

С развитием науки о языке менялись цели и методы этимологических исследований. В современном языкознании перед учёным, который занимается этимологическим анализом, стоят такие задачи:

— во-первых, он находит, когда и где (в каком именно языке и диалекте) появилось это слово;

— во-вторых, устанавливает, из каких частей, по какому образцу оно создано;

— в-третьих, определяет древнейшее значение слова.

Кроме того, учёному необходимо указать, какие изменения в самой форме слова и его значении создали современный вариант слова.

Например, было установлено, что слово копейка появилось в русском языке в XVI в. Оно было образовано от прилагательного копейный и обозначало имевшую тогда хождение серебряную монету с изображением царя, сидевшего на коне с копьём в руке, — копейную деньгу.

Этимология, к примеру, объясняет родство таких слов, как огород изгородь - город. Городом первоначально называли только укрепление, крепостную городскую стену (ср. московский Китай-город и др.). Оказывается, что <...> слова родственны немецкому слову Garten и английскому слову garden, которые обозначают «сад».

(З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин)

Задание 1

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение в поле ответа.


Задание 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РАЗДЕЛ, чего. Специальная область какой-либо науки. Р. математики.

2) ТРУД. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

3) УСТАНАВЛИВАТЬ. Ставить надлежащим образом; монтировать. У. прицел. У. приборы, оборудование.

4) ХОЖДЕНИЕ. Жанр древнерусской литературы, представляющий собой описание путешествий [первонач. хожение] (спец.). «X. за три моря» Афанасия Никитина.

5) УКРЕПЛЕНИЕ. Оборонительное сооружение. Полевые укрепления. Долговременные укрепления.



Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, так как содержит научные сведения о том, что такое этимология, и примеры результатов этимологических исследований.

2) Эмоциональность и образность тексту придают многочисленные вводные слова и конструкции (во-первых, во- вторых, кроме того, например, к примеру).

3) Лёгкость, простота и даже некоторая фамильярность изложения делают этот публицистический текст доступным для понимания людьми разных возрастов и уровней образования.

4) Грамматический строй речи характеризуется обилием сложноподчинённых предложений, однородных членов предложения, вводных слов и конструкций, способствующих наиболее полному, последовательному и логичному изложению научных фактов.

5) Наряду с общеупотребительной лексикой (слово, истина, значение, образец, учёный) в тексте используются термины (этимология, диалект, прилагательное, языкознание и др.).




Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) ногтЕй

2) дОнельзя

3) отклЮченный

4) прибЫв

5) крАлась



Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Новосибирск - уникальное место: это ЕДИНСТВЕННЫЙ город в провинции, в котором есть консерватория, хореографическое училище, музыкальные школы и оперный театр — своеобразный музыкальный холдинг.

Около переезда у станции «Сады» нужно было спилить ВЕЧНЫЙ дуб, который мешал движению автотранспорта.

Этот ДРУЖЕСКИЙ шарж, представленный в экспозиции как карикатура неизвестного художника, без сомнения, выполнен Иваном Александровичем Всеволожским.

ДОЖДЛИВЫЙ день клонился к тоскливому вечеру, погружая мир в ранние серые сумерки.

Всё было очень торжественно, красиво: и ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор с его особой акустикой, и прекрасная духовная музыка.



Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Массивный камень, брошенный мальчиком с восточного склона горы, упал вниз у её основания.



Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово в строке ответа правильно.

стеллаж с ШЕСТЬЮСТАМИ книгами

УБЕРЕГЁТ от ошибок

ПОЕЗЖАЙТЕ в отпуск

рота СОЛДАТ

не ЗАЛЕЗАЙТЕ высоко



Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ:

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1) Снова яростный огонь осветил весь окрестный лес, и в ту же секунду раздался громовой удар, как будто над головой у мальчишек раскололось вершины деревьев.

2) В палисаднике росли издающие цветы приятный аромат.

3) Земля, скованная стужей, была тверда, точно камень.

4) Лёжа на дне лодки и поглядывая по сторонам, мне не раз виделась голубая вершина преогромной волны над головой.

5) Серебряные кусты дикой маслины, окружённые раскалённым воздухом, дрожали над пропастью.

6) Способность чётко видеть предметы, удалённые на разные расстояния, благодаря изменения кривизны хрусталика называется аккомодацией.

7) Корма корабля выдавалась над низкой в этом месте набережной, образуя между двумя канатами и водой навесной угол.

8) Алексей проснулся с первыми лучами солнца, дрожа не только от холода, сколько от внутреннего озноба.

9) Кругом всё было по-прежнему, и солнце беспощадно жгло и болото, и чащу, и высокую вершину горы.




Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ур..вновесить, з..рница, (по) к..сательной

2) прит..реться, ут..шение, увл..кательный

3) налогообл..жение, возг..рание, тр..фарет

4) ун..верситет, зан..мательный, ум..лительно

5) скр..пач, заст..лить, сат..рический



Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..бывать (за границей), пр..берёг, пр..возмогая (боль)

2) о..кормленный (бык), по..толкнул, на..бровная (дуга)

3) ра..задорился, бе..вкусица, во..дать (по заслугам)

4) раз..скать, под..тожил, без..нициативный

5) с..ехать, без..языкий, двух..ярусный



Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) реч..вой, передёрг..вать

2) справ.., крупитч..тый

3) обрад..ваться, медвеж..нок

4) затм..вать, (улицы) обезлюд..ли

5) дириж..р, каблуч..ж



Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) излеч..шься, всклокоч..нный

2) мысл..щий, (флаги) ре..т

3) закле..нный (конверт), (он) маж..т (маслом)

4) замет..вший (ошибку), (оратор) произнос..т (речь)

5) нянч..вший, колыш..тся (камыш)




Задание 13

Определите предложения, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Где-то вверху на сосне перепрыгивают с сучка на сучок синицы, отыскивая (НЕ)СПРЯТАВШИХСЯ под кору жучков.

2) Обширны массивы наших лесов, (НЕ)УМЕНЬШАЮЩИЕСЯ, а увеличивающиеся год от года.

3) Я вышел из леса, но и там (НЕ)БЫЛО никакой дороги.

4) Кто не боится дождя и холода, пусть идёт в лес ноябрьским утром: много (НЕ)БЕЗЫНТЕРЕСНЫХ встреч ожидает вас в притихшем, но по-прежнему живом лесу.

5) В тайге бродят лоси и летают рябчики, никогда (НЕ)ВИДЕВШИЕ человека.



Задание 14

Определите предложения, в которых есть выделенные слова, которые пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) Голубка, торопливо семеня ножками, бежала по краю лужицы с талой водой, ЧТО(ТО) поклёвывая (НА)БЕГУ, а голубь преследовал её короткими перебежками.

2) Меня ТОТ(ЧАС) охватило неприятное ощущение сырости, КАК(БУДТО) я вошёл в погреб.

3) Мне попалась КАКАЯ(ТО) заросшая дорожка, и я отправился по ней, внимательно глядя (В)ПЕРЁД.

4) (В)ДАЛЬ, окутанную голубой дымкой, уходит сосновый бор, который (ЗА)ТЕМ переходит в хвойно-лиственный лес.

5) Я сбежал с насыпи (В)ЛЕВО и пошёл вдоль реки (НА)ВСТРЕЧУ её течению.



Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в поле ответа.

Море, плещущееся внизу, волны, с беше(1)ой силой бьющиеся о прибрежные скалы, усея(2)ый звёздами купол неба, горы, громоздящиеся одна на другую в виде гигантских пирамид, — всё было величестве(3)о и торжестве(4)о.



Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений в поле ответа.

1) Это была улыбка необыкновенно добрая широкая мягкая.

2) Нехлюдов вдыхал запах молодого берёзового листа.

3) Но вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик уснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук.

4) Удар повторился с новой силой и у Вани заколотилось сердце.

5) Всю ночь огонь костра то разгорался то гас.



Задание 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Запишите цифры в поле ответа.

И деревья (1) освещённые холодным огнём молний (2) казались живыми, простирающими вокруг людей (3) уходивших из плена тьмы (4) корявые длинные руки.




Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Запишите цифры в поле ответа.

Между тем (1) сквозь деревья сверкнула вода, и (2) вскоре (3) показалось большое озеро. Озеро было (4) по словам местных жителей (5) без берегов.



Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Впишите цифры в поле ответа.

Едва колонна (1) прошла мимо Серпилина (2) он вспомнил (3) что (4) когда она ещё только строилась (5) ему бросился в глаза высокий правофланговый боец.



Задание 20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Впишите цифры в поле ответа.

Изредка (1) маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (2) и (3) если пристально вглядеться (4) то можно увидеть её тончайшее кристаллическое строение.



Задание 21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. Впишите номера предложений в поле ответа.

(1)Озеро Байкал - самое глубокое озеро на Земле и крупнейший пресноводный водоём с кристально чистой водой. (2)Его максимальная глубина — 1642 метра. (З)Это три Останкинские башни, поставленные одна на другую! (4)Объём воды в озере больше, чем, например, во всех Великих озёрах Северной Америки. (5)При этом озеро медленно, но верно увеличивается в размерах: его берега постепенно расходятся. (б)Существует этот водоём, по свидетельствам учёных, уже около 25 млн лет. (7)Флора и фауна Байкала уникальны: две трети растений и животных не встречаются больше нигде в мире. (8)К примеру, здесь живёт байкальская нерпа — единственный в мире пресноводный тюлень. (9)Кстати, приезжающие на байкальский остров Ольхон туристы вполне могут увидеть нерп осенью: в это время они устраивают многочисленные лёжки на берегах.




Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

(1)Уж Саша ли не любила музыку? (2)Она думала, что по- настоящему любит её. (3)С подружкой Юлей ещё с восьмого класса начали ходить на концерты. (4)Едва увидев афишу о концерте лёгкой музыки, они тотчас брали билеты. (5)Да что, они и «Лунную» Бетховена слышали, и «Патетическую» — этим не каждая девочка в их классе могла похвастаться.

(б)Очень весело было в антракте потолкаться в фойе и поглядеть на эту странную, непривычно серьёзную публику. (7)0ни проникали в партер и, задрав голову, читали имена композиторов. (8)Одним словом, поход в консерваторию — это всегда было очень весело, и, кроме того, назавтра можно было сказать невзначай: «А мы с Юлей вчера слушали Четвёртую симфонию Чайковского. (9)Это та, где есть песня „Во поле берёзонька стояла”».

(10)С Андреем было не так. (11)Он брал билеты на балкон и говорил: «Здесь спокойнее». (12)В антракте он даже не выходил в фойе. (13)Андрей спрашивал:

- Тебе понравилась вторая часть? (14)Правда, хорошо?

(15)А она не отличала первую от второй (ей было скучновато). (16)Она оглядывала тех, что сидели впереди, и однажды её долго занимала старушка, которая то и дело клевала носом, а потом интеллигентно оглядывалась, стараясь убедиться, что никто этого не видел. (17)И зачем она ходит сюда? (18)Ведь она не слушает. (19)А я? (20)Я ведь тоже плохо слушаю. (21)Я хожу потому, что он ходит, потому, что ему это надо. (22)Но я ведь далеко отсюда.

(23)И правда, под музыку она думала обо всём, кроме музыки. (24)Под музыку так хорошо вспоминалось: как она собирала в лесу грибы, как каталась на лодке и как отец Андрея Николай Петрович почему-то сказал ей однажды: «Пейте, пейте молоко, Саша. (25)У вас в Москве нет такого молока, как у нас в Калуге».

(26)Вспомнила вдруг, что не успела отдать в починку туфли, и ужаснулась, что здесь, в этом зале, в такую минуту может думать о каких-то туфлях. (27)Хорошо, что наука ещё не дошла до того, чтобы знать, о чём думает человек. (28)А то как бы презирал её Андрей! (29)Иногда, слушая, он закрывал глаза и лоб рукой, и тогда ей казалось: он не здесь, не с ней.

(ЗО)За что он любит меня? — снова и снова спрашивала себя Саша и с тревогой, осторожно дотрагивалась до его руки. (31)Словно опомнившись, он смотрел на неё прозревшими глазами, улыбался, легонько отвечал на её пожатие и — отбирал руку, опять уходил в недоступный Саше свой мир.

(32)И вот однажды случилось чудо. (33)В клубе МГУ играл пианист — сухощавый, высокий человек с хмурым лицом. (34)Он вышел на эстраду, сдержанно поклонился и сел за рояль. (35)3ал слушал рассеянно. (Зб)Даже Андрей. (37)Саша видела это по его лицу.

— (38)Он плохо играет? — спросила она в антракте. (39)Андрей пожал плечами.

- (40)Никак он не играет. (41)Скучно.

(42)Когда началось второе отделение, пианист осторожно прошёлся пальцами по клавишам, и Саша с удивлением услышала то, чего не поняла сначала: рояль был расстроен. (43)«Нет, быть этого не может!» — подумала она.

(44)И вдруг из задних рядов молодой сильный басок сердито крикнул:

— Позор! (45)3аставлять артиста играть на такой разбитой старой калоше!

(46)Пианист повернул к залу лицо, коротко улыбнулся, ещё раз, теперь уже нарочно, тронул ноту, которая фальшивила, - на этот раз её услышали все, потом взял аккорд, чуть подумал и заиграл. (47)Должно быть, он ощутил добрый ток, который прихлынул к нему из зала, только Саша вдруг услышала, что теперь он играл иначе. (48)И кажется даже, это был другой человек, совсем не тот, что играл в первом отделении. (49)Какой это был человек, Саша не знала, но теперь она слышала его. (50)Кто-то взял её сердце в руку и сжал. (51)Она услышала музыку и увидела, если можно увидеть, то, о чём рассказывает музыка.

(52)Это был «Карнавал» Шумана. (53)Праздничная пёстрая толпа хлынула ей навстречу, и они с Андреем затерялись в потоке карнавальных масок, в потоке мимолётных, быстро сменяющих друг друга звуков — нежных и задорных, весёлых и печальных. (54)То она кружилась в весёлой танцевальной суматохе, то слышала слова признания, то, перестав видеть, думать, крепко переплетя пальцы и забыв обо всём, вслушивалась в мелодию Киарины.

(55)3ал аплодировал долго, горячо. (56)Артист выходил снова и снова, и снова садился за рояль, и щедро играл. (57)Да, он возвращал слушателям то, что они нынче подарили ему, то, без чего он вышел в этот вечер к роялю.

(58)С того вечера концерты в консерватории стали для Саши праздником.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - советская писательница, журналист.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Впишите номера в поле ответа.

1) Саша с Юлей ходили на концерты классической музыки, потому что тонко чувствовали и понимали её.

2) Андрей относился к походам в консерваторию легкомысленно: ему больше всего нравилось в антракте потолкаться в фойе, наблюдая за публикой.

3) Инструмент, на котором играл музыкант в клубе МГУ, был расстроен.

4) Во втором отделении исполнение пианиста, выступавшего в клубе МГУ, изменилось.

5) Слушая талантливо исполненную музыку, можно увидеть то, о чём она рассказывает.



Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Впишите номера в поле ответа.

1) Предложение 16 противопоставлено по содержанию предложению 15.

2) В предложении 31 представлено повествование.

3) Предложение 40 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 38.

4) В предложениях 42-44 представлено рассуждение.

5) В предложениях 49-51 представлено описание.



Задание 24

Из предложений 15-20 выпишите один фразеологизм.


Задание 25

Среди предложений 10—16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Задание 26

«Ф.А. Вигдорова пытается понять, почему музыка неодинаково воспринимается разными людьми. В этом ей помогают приём — (А) (в предложениях 8 и 10-11, 13-14 и 15) и синтаксическое средство — (Б) (предложения 17, 19). Автор показывает, что если музыка пробуждает в человеке лучшие чувства, будит воображение, то она достигает своей цели. Быть убедительной писательнице помогают троп — (В) (в предложении 50) и синтаксическое средство — (Г) (в предложениях 54, 56)».


Список терминов:

1) вопросительные предложения

2) синонимы

3) метафора

4) литота

5) противопоставление

6) термины

7) анафора

8) ряды однородных членов предложения

9) вводные и вставные конструкции