АЛЛЕГОРИЯ - это... Что такое аллегория?


Вступление

Аллегория относится к изобразительно-выразительным средствам (тропам). Необходимость изучения этого явления обусловлена тем, что аллегория нередко используется в художественных текстах и даже в повседневной жизни. С помощью аллегорий раскрываются многие явления действительности.

Определение аллегории

Аллегория - это иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности через конкретный жизненный образ или мысль.

Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству.

Функция аллегории заключается в том, чтобы сложное явление или понятие показать через простое явление или понятие.

Аллегория в литературе

Часто к аллегорическим образам обращался сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы олицетворяют власть, а мужик – простой народ. В сказке «Медведь на воеводстве» под медведями Топтыгиными понимаются власть имущие, которые совершают «большие и кровавые злодеяния». В сказке «Премудрый пискарь» под образом пискаря понимаются трусливые и бесполезные обыватели, которые не живут, а существуют. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.

В сказке А.И. Куприна «Жизнь» наблюдаются следующие аллегории: елочка – олицетворение людей, всегда ищущих радость в жизни, а сосна – олицетворение людей, которые всегда недовольны тем, что с ними происходит.

Аллегорическими можно считать образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Манилов олицетворяет глупость, сентиментальность, мечтательность, Коробочка – «крепколобость», Ноздрев – наглость, Собакевич – грубость, кулачество, Плюшкин – скупость и жадность.

К аллегорическим образам обращались авторы не только прозаических, но и стихотворных произведений.

В стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» образ телеги, на котором передвигается лирический герой, – аллегория человеческой жизни. Здесь определенные суточные промежутки времени символизирует определенный жизненный период существования человека: утро – молодость, полдень – середина жизни, вечер – старость. Ночлег, куда направляется телега, аллегорически обозначает смерть.

В стихотворении А.Н. Плещеева «Весна» весна олицетворяет «обновленье» не только природы, но и человеческой души.

В стихотворении А.С. Пушкина «Анчар» образ дерева анчара является аллегорией зла, с которым приходится сталкиваться простому народу, который описан автором при помощи образа бедного раба, которого к анчару отправил царь, символизирующий власть имущих людей.

В стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» присутствует аллегорический образ свободы, которая «примет радостно у входа» декабристов-каторжников.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» аллегоричен образ корабля, который обозначает одиночество и душевные метания.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Поэт» можно найти аллегорический образ клинка, «покрытого ржавчиной презренья», который можно сравнить с поэтом, утратившим свое «назначенье».

Аллегория в баснях Крылова

Аллегория является излюбленным приемом баснописца И.А. Крылова.

Стоит отметить, что многие аллегорические образы, созданные или используемые И.А. Крыловым, зафиксировались в сознании русского народа.

Через раскрытие образов животных автор описывает человеческие качества, в том числе и порочные, а также действия людей и поступки.

Аллегория в баснях Крылова
Аллегория в баснях Крылова


Аллегория в живописи и скульптуре

Аллегория является частым приемом в живописи и скульптуре, поскольку он позволяет донести до зрителя смысл своего произведения.

Приведем в пример общепризнанные аллегорические образы, которые понимают все люди, независимо от языка, на котором они говорят:

Аллегория в живописи и скульптуре


К абстрактным персонажам, наиболее часто изображаемым в искусстве, можно отнести образы, олицетворяющие семь пороков: гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние, чревоугодие и уныние.

Обратимся к нескольким конкретным произведениям искусства.

В картине «Екатерина II в храме богини Правосудия» Д. Левицкого лавровый венок на голове Екатерины является символом военных побед.

Скульптура «Медный всадник» в Санкт-Петербурге имеет несколько аллегорических образов: морская волна, являющаяся символом разбушевавшейся водной стихии, обращает внимание на то, что город построен на берегах реки Невы; вздыбленные кони – аллегория петровских реформ; всадник – олицетворение преобразователя России; змея, раздавленная копытами коня, символизирует трудности и препятствия, с которыми пришлось столкнуться Петру I при строительстве Петербурга.

Аллегория в рекламе

Многие аллегорические образы используются в рекламных слоганах и видеороликах, чтобы в голове у покупателей были знакомые простые образы, ассоциирующиеся с теми или иными свойствами. Аллегории помогают компаниям выделить положительные качества рекламируемого продукта.

Нередко в рекламе машин можно увидеть образ лошади. Это связано не только с понятием «лошадиная сила автомобиля», введенным еще в 18 веке и обозначающим единицу мощности, но и олицетворением лошадью высокой скорости и силы, выносливости и красоты движений.

Во многих рекламных роликах на физическую силу товаров обращают внимание с помощью образов животных из семейства кошачьих: льва, тигра, пумы, гепарда, ягуара и др.

Бренд «Safeguard» использует в своем логотипе изображение щита, который издавна считается символом защиты: так создатели выражают мысль о том, что мыло обладает способностью защитить человека от бактерий.

Бренд «Чудо», создавая слоган «Страна чудес молочных», обращает внимание покупателей на то, что их продукция безумно вкусная, словно чудо для человека.

Отличие аллегории от метафоры

Как иносказание, аллегория ближе всего связана с метафорой и часто рассматривается как распространенная метафора, или как ряд метафорических образов, объединенных в замкнутое целое, в единый сложный образ.

Несмотря на это, аллегория отличается от метафоры. Аллегория значительно обширнее метафоры, что можно видеть на примере басен и притчей, где основной смысл передается при помощи аллегорических образов. Если метафора обычно представляет собой выделенное из текста словосочетание, то аллегория может распространяться на весь текст.

Вывод

Аллегория, под которой понимается иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности через конкретный жизненный образ или мысль, является ярким средством выразительности, используемым человеком в разных целях. Аллегории часто встречаются в литературе (и в прозе, и в лирике), в особенности в баснях, сказках и притчах, в живописи и скульптуре и даже в рекламе, причем авторы могут использовать не только общеизвестные аллегорические образы, которые приводят к ассоциациям большинство людей, но и оригинальные образы, через которые они выражают определенную мысль.