АНТИТЕЗА - это... Что такое антитеза?


Вступление

Многие художественные произведения – и прозаические, и драматические, и лирические – включают в себя контрастные описания. Важные мысли с помощью слов-антонимов многие носители русского языка выражают и в повседневной жизни. Противопоставления нередко можно встретить и в средствах массовой информации, и в политической сфере жизнедеятельности, и в рекламных проектах. Однако не все люди знают о том, что такой прием называется антитезой.

Определение антитезы

Антитеза – это резкое противопоставление противоположных понятий, явлений, образов, картин и т.д.

В основе антитезы лежит контраст. Нередко антитезу называют контрастом.

Антитеза чаще всего выражена открыто – словами-антонимами, подчеркивающими контрастность изображаемых явлений.

Антитеза в литературе

В литературе прием антитезы нередко используется в наименованиях произведений:

Антитеза в литературе


В эпических и реже драматических произведениях антитезу найти гораздо сложнее, чем в лирических, поскольку она может распространяться на весь текст. Антитезу используют для того, чтобы:

Антитеза в литературе


Антитеза в поэтических и некоторых драматических произведениях более прямая и открытая, выражена при помощи слов-антонимов. Антитеза часто используется в отдельных строках для передачи важных мыслей:

Антитеза в литературе
Антитеза в литературе


Антитеза лежит в основе стихотворения А.С. Пушкина «Ты и я»:

Антитеза в литературе


Антитезу можно встретить и в конкретных фразах прозаических текстов:

Антитеза в литературе


Антитеза в политике

Антитеза с давних времен была одним из способов политического воздействия.

Например, «Кто был никем – тот станет всем!» – заключительные слова первой строфы международного пролетариатского гимна «Интернационал».

Антитезу можно встретить и в Манифесте Коммунистической партии: «Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».

Во времена Гражданской войны в России большевики использовали лозунг «Мир – хижинам, война – дворцам!», который был известен среди французских революционеров еще в XVIII веке, во времена Великой Французской Революции.

Антитеза в СМИ и рекламе

В средствах массовой информации нередко используются противопоставления, что в отдельных предложениях, что в заголовках. Используются такие антитезы, как «богатый и бедный», «хороший и плохой», «счастливый и несчастный», «красавица и чудовище», «свобода и неволя» и др.

Приведем конкретные примеры употребления антитезы в СМИ:

Антитеза в СМИ и рекламе


Антитеза – довольно излюбленное средство в рекламе, поскольку с ее помощью можно выделить свой товар среди подобных ему, подчеркнуть его значимые качества:

Антитеза в СМИ и рекламе

Значение и роль антитезы

Антитеза относится к стилистической фигуре, являясь синтаксическим средством выразительности.

Частотность употребления антитезы обусловлена тем, что раскрывать черты отдельного явления намного проще, сопоставляя его с другим явлением, противоположным ему. Так черты и свойства видны значительно лучше. Поэтому часто люди обращаются к антитезе, чтобы посредством добавления в противовес другого контрастного по значению образа обратить внимание на конкретное явление, которому соответствует лишь одна часть противопоставления.

Вывод

Такая стилистическая фигура, как антитеза, предполагающая резкое противопоставление противоположных понятий, явлений, образов, картин, часто употребительна по той причине, что с ее помощью можно обратить внимание на то или иное явление, раскрыв его значимые свойства и качества. Антитеза используется не только в художественных текстах, но и в СМИ и рекламе и даже в политике, нередко контраст используется и в повседневной речи носителей русского языка.