ЭЛЛИПСИС - это... Что такое эллипсис в литературе?
1. Вступление.
2. Определение эллипсиса.
3. Типы эллипсиса.
4. Примеры эллипсиса в литературе.
5. Вывод.
Вступление
Нередко в художественном стиле и очень часто – в разговорном стиле некоторые члены предложения специально опускаются.
Не все люди знают о том, что такой пропуск является отдельным синтаксическим средством выразительности. И речь идет об эллипсисе.
Определение эллипсиса
Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном пропуске одного или нескольких слов, значение которых легко восстанавливается из контекста.
Типы эллипсиса
Эллипсис бывает нескольких типов:
1. Пропущен глагол-связка:
«Мы – добрые люди» вместо «Мы есть добрые люди»;
2. Пропущено слово или несколько слов, которые можно легко восстановить по самому контексту высказывания:
«Я любил тебя, а ты – меня» вместо «Я любил тебя, а ты любила меня», где слово «любила» восстанавливается из предыдущего простого предложения;
3. Пропущен некоторый компонент высказывания, который можно восстановить из конкретной речевой ситуации:
«Стукнуло восемь. На дворе было уже темно» вместо «Стукнуло восемь часов вечера. На дворе было уже темно», поскольку из речевой ситуации понятно, что речь идет о времени, а на то, что речь идет о восьми часах вечера, а не утра, указывает слово «уже».
Примеры эллипсиса в литературе
Можно найти очень большое количество примеров из литературных произведений, когда пропущен глагол-связка «есть»:
• Ваш целый век – несносное томленье (Пушкин);
• За ночным окном – туман (Блок);
• Вы – земные узоры, / Вы – вселенной кристаллы (Бальмонт);
• Ты – принцесса из царства не светского, / Он – твой рыцарь, готовый на все… (Цветаева);
• А в доме стук, ходьба <…> (Грибоедов);
• Скрип шагов вдоль улиц белых, / Огоньки вдали (Фет).
Приведем еще несколько примеров данного типа эллипсиса:

Приведем примеры такого типа эллипсиса, когда пропущено слово или несколько слов, которые можно легко восстановить по самому контексту:
• Идет направо – песнь заводит, / Налево – сказку говорит (Пушкин);
• Одна одета ризой / Из снежных облаков; / Другая же – туникой / Авроры молодой (Фет);
• Только ты люби меня. А уж я тебя буду – до последней волосиночки (Иванов);
• Мне все послушно, я же – ничему (Пушкин);
• – Ваша рота завтра назначена в лес? – спросил князь Полторацкого. – Моя (Толстой);
• – На сына я сердит. / – За что? / – За злое преступленье (Пушкин).
Приведем такие примеры, когда пропущен некоторый компонент высказывания, который можно восстановить из конкретной речевой ситуации:
• Три в столовой пробило… (Ахматова) – три часа;
• Татьяна в лес; медведь за нею (Пушкин) – идет/бежит;
• Вдруг передо мною рытвина глубокая (Лермонтов) – появилась;
• Мужики – за топоры… (А. Толстой) – взялись/схватились;
• Вошел: и пробка в потолок (Пушкин) – полетела;
• Мы села – в пепел, грады – в прах; / В мечи – серпы и плуги (Жуковский) – превратим;
• Франц, в мою спальню вещи князя! (Толстой) – принесите вещи;
• Шампанского! (Чехов) – подайте шампанского.
Рассмотрим еще несколько примеров такого типа эллипсиса:

Вывод
Эллипсис, предполагающий намеренный пропуск одного или нескольких слов, значение которых легко восстанавливается из контекста высказывания или речевой ситуации, используется не только в повседневной жизни, но и в художественных произведениях, где с помощью эллипсиса текст обретает большую выразительность и экспрессивность, создается эффект динамичности речи, передается быстрота смены событий, высказыванию придается напряженный характер, создается эффект разговорной речи и др.