ГИПЕРБОЛА - это... Что такое гипербола?


Вступление

В повседневной речи носителей русского языка можно услышать множество высказываний, которые не соответствуют действительности, преувеличивая свойства описываемых предметов и событий: сто лет прошло с момента последней встречи, этот пакет весит сто килограмм, учился весь день, до перемены еще целая вечность, повторил это правило уже тысячу раз и др.

Многие люди используют данные выражения, даже не зная о том, как называется это изобразительно-выразительное средство. А речь идет о гиперболе.

Определение гиперболы

Гипербола – это образное выражение, основанное на явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

Гипербола может состоять как в количественном (говорил тысячу раз, не виделись сто лет, находится за тысячу километров, весит сто пудов, произнес миллион извинений), так и в образном преувеличении (прошла целая вечность, вечно опаздывать, напугать до смерти, задушить в объятьях, пир на весь мир).

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т.д. (волны вставали горами, куча денег, море слез, океан страстей, реки крови, горы трупов, ангел мой, божественный, сущий черт).

Какие функции выполняет гипербола в речи?

Цель гиперболы как тропа состоит в усилении выразительности и образности художественной речи.

Гипербола используется для того, чтобы указать на исключительные свойства или качества людей, природных явлений, событий, вещей. С помощью гиперболы могут преувеличиваться сила, значение, размера изображаемого предмета или явления.

Гипербола, подчеркивая нарочитую условность образа, заставляет обратить внимание на выделяемые явления, на объекты преувеличения. Гипербола нередко используется для привлечения внимания адресата.

Через гиперболу можно увидеть авторское отношение к описываемому предмету или явлению.

Гипербола может быть идеализирующей и уничижающей.

Посредством гиперболы может создаваться комический эффект.

Примеры гиперболы в художественной литературе

Гипербола является весьма излюбленным средством Н.В. Гоголя:

Примеры гиперболы в художественной литературе
Примеры гиперболы в художественной литературе


Гиперболу можно найти и в художественных произведениях других авторов:

Примеры гиперболы в художественной литературе
Примеры гиперболы в художественной литературе


Примеры гиперболы в рекламе

Гипербола нередко служит для пропаганды объекта гиперболы в рекламных текстах, привлекая внимание клиентов.

Нередко, желая выделить свой товар среди подобных ему, авторы используют выражения со словом «самый»: самый лучший, самый удобный, самый большой, самый дешевый и т.д.

Приведем конкретные рекламные проекты, в которых используется прием гиперболы:

Примеры гиперболы в рекламе

Вывод

Гипербола, под которой понимается образное выражение, основанное на явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, используется и в художественных текстах, и в рекламных проектах, и в повседневной жизни носителей русского языка, преследуя цели усилить выразительность и образность речи, указать на исключительные свойства или качества описываемых предметов или явлений, заставить обратить на них внимание.