Образ Господина из Сан-Франциско в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Проблемы власти и денег, бренности бытия, смысла жизни всегда была в центре внимания писателей. С необычной прозаичностью, символизмом и детализацией раскрыл эти проблемы И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году. В основе произведения реальная история, которая запомнилась писателю во время отдыха на острове Капри. Проживая в известном отеле, И.А. Бунин стал свидетелем смерти одного богатого господина. Однако все окружающие не посочувствовали случившемуся, а повели так, словно умерший был виновен в случившемся и нарушил их времяпрепровождение.



Портретная характеристика господина из Сан-Франциско

У главного героя нет имени и фамилии. Это миллионер, для которого главная цель в жизни — обогащение. Ни один из свидетелей той истории не запомнил, как звали американца. Для них это был богатый господин, которому было около пятидесяти восьми лет. Его семья состояла из жены, крупной, спокойной женщины, и дочери, девушки болезненного вида.

Внешность главного героя соответствовала возрасту. Автор описывает господина так, что у читателей возникает неприятное, брезгливое чувство. У мужчины было крепкое старческое тело с полнеющей талией, желтый цвет кожи, лысый череп, вставные зубы, плоские и худые ступни.

Все прожитые годы главный герой посвятил работе. Он «выписывал» много китайцев и достиг того уровня жизни, о котором мечтал. Теперь, подойдя к солидному возрасту, господин из Сан-Франциско приступал к новой жизни. То есть до этого американец не жил, не любил, не получал радость от каждого прожитого дня, а просто существовал, готовясь в будущем получить удовольствие. Он решил отдохнуть и получить наслаждение от путешествия по Старому Свету. Маршрут он выбрал обширный. Весь путь должен был продлиться два года. На пароходе у семьи главного героя была самая лучшая каюта, отличное питание. На верхних палубах его окружали такие же богатые и знатные соседи. Мужчина был щедрым к тем, кто его обслуживал. Он верил, что люди делают это, потому что он был богат. Именно деньги являлись для него самым ценным в жизни. За них можно было купить что угодно.

Путешествие не принесло герою того удовольствия, о котором он мечтал. Его мучила морская болезнь. Он устал, чувствовал себя стариком, его охватило отчаяние. Прибыв на Капри, миллионер стал готовиться к ужину, но, одеваясь, неожиданно умер. Его тело поместили в обычный ящик из-под минеральной воды и уже без всякого почтения отправили в трюме домой. Оказывается, смерть не смотрит на то, богат человек или беден и перехитрить ее не удастся никому.

Цитатная характеристика господина из Сан-Франциско

Главный герой был миллионером и начинал новую жизнь. Для этого он отправляется в круиз на шикарном пароходе.

«…он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет».

«Он работал не покладая рук…»

«…он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть».

«…он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью…»

Господин отправляется в путешествие в Старый Свет, чтобы хорошо отдохнуть и побывать в обществе миллиардеров.

«Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный».

«Пассажиров было много, пароход — знаменитая «Атлантида» — был похож на громадный отель со всеми удобствами…»

Внешность главного героя была неприятна.

«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла…»

«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова».

«…смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями — черные шелковые носки и бальные туфли…»

Смерть миллионера наступила неожиданно и некрасиво.

«…и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

«Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света».

Взаимоотношения господина из Сан-Франциско с другими героями произведения

Господин из Сан-Франциско представляет себя владыкой, человеком, который стоит выше остальных. Общение с другими людьми почти не происходит, потому что миллионер высокомерен, он не считает нужным разговаривать с теми, кто ниже его по статусу. А с теми, кто находится на одном с ним уровне, беседовать не о чем, так как их уровень культуры низок. Однако по некоторым эпизодам читатели могут определить взаимоотношения героя с окружающими. Так, фраза о том, что богач выписывал себе тысячи китайцев для работы, говорит о том, что простые рабочие были для господина лишь материалом. Скорее всего, работа, которую они выполняли, была тяжелой и забирала здоровье и жизни людей.

Общение миллионера со своей семьей происходит только на уровне финансов. Они почти не разговаривают между собой, а когда устают от качки, начинают ругаться.

На протяжении всего путешествия главный герой сторонится всех, кто его окружает и обслуживает, считая их людьми «низшего сорта» или «людишками». Автор передает отношение господина к другим людям с помощью глаголов «ухмылялся», «говорил сквозь зубы», «сторонился», «с тоской и злобой думал». Таким образом, главный герой считал себя выше всех остальных и общаться ни с кем не хотел из-за презрения к ним. Когда же смерть настигла его, он оказался никому не нужен, и отправился на родину в деревянном ящике из-под содовой. Все же остальные люди продолжали развлекаться.


Эволюция господина из Сан-Франциско в процессе развития сюжета

Всю жизнь героя можно условно разделить на два этапа. Первый — добыча денег, работа и следование к цели. Второй — путешествие на пароходе «Атлантида». Казалось бы, теперь душа героя должна обрести счастье, стать более чуткой к другим и себе, однако никакой эволюции не происходит. Сначала у господина было единственное стремление — достичь уровня богатых людей, которых он взял себе за образец. Для этого он не щадит никого и ничего. У него нет духовных ценностей, ему не присущи изменения.

И вот он приходит к такой точке, когда пора уже остановиться. Герой достиг того положения в обществе, о котором мечтал. Теперь он владыка (именно это значение заложено в слове «господин»). Его не интересуют людишки, прислуживающие ему. Но, даже отправившись в путешествие, мужчина не наслаждается красотой природы, культурой, памятниками. Ему хочется хорошо поесть и полежать в кресле. Однако мир устроен так, что перед смертью оказываются все равны. Никакие деньги не помогут обмануть судьбу. И вот в этот момент читатель замечает изменения, которые происходят с героем. Во время приступа господин становится просто человеком. Его черты лица утончаются, он становится спокойным.

И вот умерший старик оказывается никому не нужен. Он только мешает получать удовольствие и веселиться окружающим его людям. Смерть уравнивает всех и указывает на то, что деньги не главное в этом мире.

Прототипы господина из Сан-Франциско

Прототипом героя является пожилой американец, свидетелем смерти которого стал И.А. Бунин. Писатель отдыхал на Капри с декабря 1913 по март 1914 года. Останавливаться Иван Алексеевич предпочитал в дорогостоящем отеле «Quisisana». Здесь проводили время самые богатые люди мира, которые считали себя властителями всего. Один из таких миллионеров неожиданно умирает, но никто не сожалеет об этом событии. Все постарались поскорее забыть этот неприятный случай.

В 1915 году Бунин увидел книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Ему сразу же захотелось написать собственное произведение, главным героем которого стал богатый американец, в образе которого воплотились черты многих таких же богатых империалистов. Они живут, порабощают людей, но не испытывают никакого наслаждения от жизни. Расплачиваются они пресыщенностью, ранней старостью и болезнями. Они не живут, а влачат свое существование, после смерти оставаясь забытыми навсегда.

Определение типического и индивидуального в образе господина из Сан-Франциско

Герой не имеет собственного имени — это главный признак типичности образа. Он такой же, как и все миллионеры того времени. Он живет за счет труда своих рабочих. Индивидуальных черт у господина из Сан-Франциско совсем нет. Есть лишь общие качества, которые роднят главного и всех остальных богачей. Это эгоизм, так как он живет только своими желаниями и мечтаниями, даже не думая о своей семье и их стремлениях.

Ограниченность и бездуховность — еще одна общая черта, объединяющая большинство миллионеров. В их сердцах не вспыхивают восторженные чувства при виде «крупной и цветистой волны», похожей на хвост павлина. Их радует лишь обильная еда, а вызывает интерес новое лицо — принц азиатского государства.

Высокомерие и брезгливое отношение к людям, которые беднее его. Господин не разговаривает ни с кем из таких «людишек», принимая их услуги как само собой разумеющееся.

Кроме всего этого, общим становится мир, в котором живут богачи. Это искусственный мир, созданный ими, где культом становятся деньги. Миллионеры поклоняются им, развлекаются и считают такую жизнь идеальной.

Его материальное счастье оказывается призрачным и ненастоящим. Всю свою жизнь он только и делал, что стремился разбогатеть, а когда захотел наконец-то пожить, судьба не дала ему этого шанса.


Авторское отношение к господину из Сан-Франциско

Отношение автора к своему герою можно назвать равнодушным. Это заметно в самом начале произведения. Никто не запомнил имени этого персонажа. Кроме этого, внешний вид главного героя вызывает неприятные чувства. И.А. Бунин описывает господина так натуралистично, что сразу становится ясно — перед читателями не индивидуальный герой, а типичный представитель элитного общества. Детали внешности подчеркивают корысть героя. Он как будто сам является материальной ценностью: золотые зубы, череп цвета слоновой кости, жемчужные волосы. Душа же полностью лишена развития. Она замерла в том состоянии, когда была поставлена цель — достичь уровня самых богатых людей мира. Главный герой не имеет внутреннего мира, нравственных качеств, ему не дано получить наслаждения от жизни и обрести счастье.

Автор указывает на убогость и душевную запущенность героя, поэтому финал вполне закономерен. Такому человеку незачем существовать на земле, потому что он бесполезен для общества. Это доказывает факт того, что после смерти его тело оказывается в ящике из-под содовой, а потом отправляется домой в трюме, самом низу парохода, где находились грязные рабочие, красные от жары пылающей печи.

Мое отношение к господину из Сан-Франциско

Главный герой рассказа И.А. Бунина является типичным представителем богачей того времени. Мне с первых же строк стало ясно, что этот мужчина обладает многими качествами, которые для меня являются неприемлемыми. Герой посвятил свою жизнь накоплению. Для этого он использовал труд многих тысяч китайцев. Значит люди работали не покладая рук, умирали, их заменяли новые, и все это на благо одного человека. В конце концов господин решил отдохнуть и насладиться путешествием по миру. Он тщательно продумал схему маршрута, купил лучшие каюты на комфортабельном пароходе. Его спутниками были такие же миллионеры, как и он. Однако судьба распорядилась по-другому. Не успев как следует отдохнуть, старик умирает.

Из этого можно сделать вывод. Нужно жить и наслаждаться каждым днем, который дарит тебе судьба. Мечты следует воплощать в жизнь как можно быстрее. Он, пятидесятивосьмилетний мужчина мечтает о карнавале в Ницце, с интересом смотрит на даму с собачкой. О каком карнавале может идти речь в таком возрасте? Всему свое время, а деньги потом не смогут заменить здоровья, сил и морального удовлетворения.

Вывод

Таким образом, персонаж в рассказе — своеобразный символ империалистического мира. Господин из Сан-Франциско — представитель буржуазии, эгоистичный, высокомерный. Он считает себя выше всех остальных, но оказывается на одном уровне с бедняками, когда наступает смерть.