«Как только человек имеет всю свободу на свете, он становится животным» - Кончаловский


А.С. Кончаловский, поднимая проблему животного характера абсолютной свободы, утверждал, что человек, получая «всю свободу на свете», становится животным.

С высказыванием А.С. Кончаловского нельзя не согласиться. Под свободой можно понимать возможность человека реализовать свою волю. Однако более правильным определением является следующее: свобода – это возможность проявления человеком своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Исходя из данного понятия, очевидно, что свобода – это не полное отсутствие ограничений и стеснений, рамки свободы сужаются законами развития природы и общества. Свобода человека, живущего в обществе, не абсолютна, поскольку свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Во внешних условиях жизни человеческая свобода относительна, абсолютная свобода в обществе невозможна. Абсолютная свобода, то есть отсутствие любых ограничений и стеснений, вседозволенность, приводит к тотальному произволу. Человек, не имеющий никаких ограничений ни в виде закона, ни в виде нравственности, совершает противозаконные и безнравственные поступки. Главная цель такого человека – выжить и получить удовольствие от жизни, даже если для этого придется пойти на самые жестокие меры. В этом плане человек с абсолютной внешней свободой роднится с животным, живущим в соответствии с инстинктами.


Фактом, подтверждающим данную позицию, является пример из истории. Богатая и влиятельная помещица XVIII века Дарья Салтыкова считала, что имеет право на абсолютную свободу. Она отличалась своей жестокостью по отношению к крестьянам. Дарья Салтыкова позволяла себе не только распоряжаться деятельностью крестьян, но и лишать их жизни. Помещица издевалась над слугами различными изощренными способами и ради собственного садистского удовольствия убивала их. Совершившая огромное количество злодеяний Дарья Салтыкова обвинялась в убийстве около ста крестьян. Поведение помещицы было животным и даже хищническим.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особо отрицательными чертами обладает Петр Петрович Лужин. Согласно его теории «целого кафтана», каждый человек должен заботиться только о себе, так как по своей природе человек является эгоистом, только забота о самом себе позволит сохранить целый кафтан. Эгоизм и нежелание помогать другим людям характеризуют Лужина хуже, чем животное, поскольку в природе множество примеров, когда хищники помогают животным, которые чаще всего выступают в роли их жертв. Лужин не противится переступать через моральные нормы и даже считает, что ради собственного благополучия делать это необходимо.

В заключение можно сказать о том, что абсолютная внешняя свобода, в результате которой человек совершает противозаконные и безнравственные поступки, роднит человека с животным.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Единственный путь к достижению прочной устойчивой жизни - непрестанное движение вперед» - Уоллес
  • «Любые жертвы - это мелочь, когда рождается прогресс» - Быков
  • «Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек» - Сухомлинский
  • «Мы живем в мире, где опасности, созданные нашими же руками, не менее, а то и более серьезны, чем те, что приходят к нам извне» - Гидденс