«Белый пароход» - краткое содержание (пересказ)


Семилетний мальчик жил на лесном кордоне. Главным человеком здесь был для него его дед Момун, он единственный любил его. Ещё он жил вместе с бабкой (женой деда), тёткой Бекей, Орозкулом — мужем Бекей, начальником кордона.

Дед Момун был лесником по прозвищу Момун расторопный, потому что он был человеком приветливым, готовым всегда услужить. Он был хорошим работником. Его дочь Бекей была несчастной, так как у неё не было детей, из-за этого злой Орозкул бил её под пьяную руку. Орозкул, хоть и был начальником, но работник был неважный, больше наведывался по гостям. Вот Момун с утра до вечера работал, скот и пасека на нём были, а никто его не ценил, кроме мальчика.

Ребёнок рос свободно, никто им не занимался. Он постигал мир, окружающий его, и не представлял иной жизни, за кордоном. Родителей своих мальчик не сохранил в памяти. Мать, разведясь с мужем, уехала в город, оставив сына своему отцу (Момуну). В городе у неё появилась новая семья. Об отце мальчику было известно только, что он служил матросом на озере Иссык-Куль.

Мальчик часто взбирался на ближнюю гору с дедовым биноклем и обозревал водные дали Иссык-Куля. Всё внимание его поглощал белый пароход, появлявшийся к вечеру, — с рядом труб, большой, красивый. Ему хотелось стать рыбой, но со своей мальчишеской головой, приплыть к отцу, поздороваться с ним и рассказать, как он живёт у деда Момуна, какой замечательный дедушка, нисколько он не хитрый, и над ним смеются. Оразкул может и накричать на него.

Когда белый пароход уходил, мальчик грустил и шёл домой. А дома Орозкул бил тётку Бекей, бранил её гадкими словами, а дедушка переживал, видя страдание и поношение своей дочери. Ребёнок воображал справедливую расправу с Орозкулом, как однажды он будет сброшен в реку. Взрослые, однако, не искали такой справедливости, и всё сходило с рук жестокому Орозкулу.

Мальчик должен был осенью пойти в первый класс, и дедушка купил ему портфель, самый обычный на вид. Но для мальчика он был чудом, большой радостью, знаком новой жизни. Никто не разделил его восторга, а он разговаривал с портфелем, как с другом, даже рассказал ему сказку, которую знал от дедушки.

Это было в давние времена, когда народы враждовали, и лилась кровь. На киргизское племя напали враги, и не осталось никого в живых, кроме мальчика и девочки. Они тоже попали к врагам, хан которых распорядился покончить с ними. Поручено это было одной старухе, которая привела их к берегу реки. В это время вышла из леса олениха и попросила себе этих детей. Её оленят погубили люди, а молоко распирало вымя.

Старуха возразила, что дети, когда вырастут, могут тоже убить её оленят, но мать-олениха настояла и привела детей на озеро Иссык-Куль.


Вросли мальчик и девочка, и стали они мужем и женой. Рожая, женщина сильно мучилась, и муж её, испугавшись, принялся звать олениху. Серебристый звон раздался вдали, и мать-олениха появилась, а на рогах она несла колыбель с серебряным колокольчиком. Под звон колокольчика женщина сразу родила. Ребёнку дали имя Бугубай (в память об оленихе), и он дал начало роду Бугов.

Однажды дети одного умершего богача вздумали украсить его гробницу рогами марала. И началось истребление маралов в здешних лесах. Мать-олениха, уходя, сказала, что покидает эти места навсегда.

Осенью мальчик пошёл в школу, куда по утрам дедушка отвозил его на коне, так же забирал его после уроков. Это обстоятельство злило Орозкула, он с презрением относился к местной начальной школе и к учительнице. Осенью для Орозкула заканчивалась пора гостеваний и подношений у чабанов, приходилось отрабатывать.

Вместе с Момуном они тянули сосновые брёвна по горам, и Орозкул был страшно недоволен жизнью. Ему хотелось в город, жить среди культурных людей. К тому же он боялся инспекционной проверки, от этого злоба его закипала всё сильней. Была бы жена рядом, отвёл бы на ней душу. Взбесило его и то, что дед, увидев маралов, растроган был, будто родню встретил.

Поссорился Орозкул со стариком вконец, когда тот просил отпустить его внука из школы забрать. Ослушался Момун своего начальника, бросил брёвна и поскакал за мальчишкой. Не остановили его и тумаки Орозкула. По возвращении дед с мальчиком узнали, что Орозкул выгнал Бекей из дома, перед этим избив её, а Момуна увольняет. Бекей кричала и осыпала отца проклятиями, а старуха ныла, чтобы дед просил прощения у зятя. Бабка считала, что человек без жалования полное ничтожество.

Мальчик приступил было к деду с рассказом об оленях-маралах, которых он видел в лесу (они вернулись!), но деду было так плохо, что он не слышал внука. И мальчик погрузился в свои мечты, в свой мир. Он стал молить мать-олениху помочь Орозкулу и Бекей с ребёнком.

Приехали люди за лесом. Пока возились с брёвнами, занимались иными делами, Момун угодливо, с преданным видом шёл за Орозкулом. На глаза приезжим попались маралы, совсем непуганые, разгорелись у них глаза на лёгкую добычу.

Когда наступил вечер, во дворе распространился запах мяса из казана, кипящего на огне. Мальчик впервые увидел деда пьяным. Зять заставил его застрелить олениху. Такова была его месть Момуну. Сделав чёрное дело, Момун напился. Орозкул вместе с приезжим человеком делили у сарая груду мяса. Ужасно подействовал на мальчика вид рогатой головы марала возле сарая. Ему хотелось убежать от этого зрелища, но его ноги отказывались слушаться. Остолбеневший мальчик смотрел на изуродованную голову вчерашней матери-оленихи.

Когда все сели за стол, он не мог есть, подступала тошнота. Мальчик слышал, как пьяные люди с чавканьем и сопением поедали оленину... В нём созрело решение стать рыбой, чтобы уйти из жестокого мира людей, не возвращаться в горы. Собираясь, он взял свой портфель, спустился к воде и вошёл в неё… Никто не заметил, как мальчик уплыл. Жизнь его была подобно молнии, сверкнувшей и погасшей.