«Имя розы» - краткое содержание (пересказ)


Странная история, писанная в этом романе, имеет несколько этапов познания. Старинная рукопись попала в руки будущему издателю и редактору «Записок отца Адсона из Мелька» совершенно случайно, в бытность его в Праге в 1968 году.

На титульном листе этой необычной книги стояла надпись, что это перевод с латинского языка, деланный одним монахом в 17 веке, с рукописи, в свою очередь, переведенной с немецкого языка в начале 14 века. Издатель долгое время пытался вести расследования и найти следы исторических личностей, которые были упомянуты в этих рукописях. Но его изыскания не увенчались успехом, как и следы самого монаха Адсона, которому собственно и принадлежит честь написания этой книги.

Скорее всего, как позже подумал издатель, эта странная книга существует только в единственном экземпляре и вполне возможно, что это фальшивые сведения, но его экземпляр пропал при весьма необычных обстоятельствах, которые он посчитал рукой провидения. Поэтому пропажа книги добавила еще один этап к познанию, может быть, недостоверного повествования.

Будучи уже в весьма преклонных летах, монах Адсон припоминает все произошедшее с ним в далеком 1327 году, когда он был еще юным послушником, и ему посчастливилось стать помощником знаменитого Вильгельма Баскервильского, францисканского монаха.

В то время в Европе разгорелась непримиримая вражда между церковью и светской властью, никто не хотел уступить пальму первенства, и светская и духовная власть боролись за главенствующее положение. Император Людовик Сварливый и папа римский Иоанн ХХ11 не могли разделить серы влияния, что приводило к постоянным конфликтам. Кроме этого, появилась и реформаторское течение в католицизме, так францисканские монахи объединились с Людовиком и стали серьезной силой. Хотя до этого они подвергались гонениям со стороны папской курии за их еретические, по мнению истинных католиков, взгляды.

Именно в это тяжелое время молодой Адсон и сопровождал по городам и селам Италии английского францисканца Вильгельма Баскервильского. Вильгельм вовсе не простой монах, это большой ученый, богослов, философ, знаток естественных наук, ученик и последователь Роджера Бэкона, он прославлен своими аналитическими выкладками, близкий друг и собеседник Уильяма Оккама. Он не просто путешествует, он выполняет секретное задание императора подготовить встречу представителей францисканского ордена и папской курии для урегулирования политических отношений.

Для встречи было предназначено одно скромное аббатство, куда Адсон и Вильгельм прибывают за несколько дней до назначенного дня встречи. Эта встреча должна пройти в форме диалога или, если возможно, спора об отношении Христа к бедности и о неправомерных богатствах церкви. Основной целью этого диспута было выявить настоящие позиции каждой стороны возможность встречи генерала францисканцев с папой римским в Авиньоне.

На подходе к монастырю наши путешественники встречают монахов, которые направлялись на поиски сбежавшей лошади. Только при помощи своих умозаключений Вильгельм смог определить ее местонахождение., чем немало поразил неискушенных монахов. Настоятель аббатства, узнав о выдающихся способностях нового гостя, сразу же обращается к нему с просьбой расследовать достаточно странную смерть молодого послушника, произошедшую минувшей ночью.

Тело юного монаха Ансельма было найдено в глубине врага, можно было предположить, что его вытолкнули из высокой башни, которая нависала над этой пропастью, и которую монахи называли Храмина. Аббат прозрачно намекнул, что знает или догадывается о тайне смерти Ансельма, но высказать свое знание не может, ведь он связан тайной исповеди, поэтому нужно, чтобы кто-то иной смог раскрыть эту тайну и обнаружить убийцу.

Вильгельму было разрешено беседовать со всеми монахами и задавать им любые вопросы, а также обследовать любые помещения монастыря, кроме знаменитой на весь мир библиотеки, в которой хранились самые известные сокровища духовной литературы.

Одна из крупнейших библиотек мира, ее недаром сравнивали с книгохранилищами, имеющимися у лишь иноверцев. Она располагалась в верхнем этаже Храмины. Но посещать ее могли лишь избранные: сам библиотекарь и его доверенный помощник. План библиотеки, больше похожий на лабиринт, был известен только им одним, а кроме этого, только они знали расположение древних и более современных книг на полках.

Все остальные монахи, которые занимались переписыванием и копированием книг, рисованием иллюстраций и переводами работали совсем в ином помещении, под названием скрипторий. Здесь были представители разных наций и из разных стран вей Европы, сокровища библиотеки и возможность поработать с ними привлекала сюда всякого мало-мальски сведущего человека.

Библиотекарь единолично решает, когда и кому предоставить запрошенную книгу. Очень часто он отказывал в выдаче этого сокровища, поскольку в недрах библиотеки был много еретических и языческих сочинений, вредных для осознания истинных католиков.

В скриптории вновь прибывшие Вильгельм и его помощник Адсон познакомились со старым библиотекарем Малахией, его таким же старым помощником Беренгаром , искусным переводчиком с древнегреческого, ярым последователем Аристотеля, и совсем юным ритором Бенцием.

Вновь почивший Ансельм бы весьма искусным художником, он изображал на полях рукописных книг изящные миниатюры, вызывающими удивление и восхищение у всех, кто видел его работы.

Но если кто-то из монахов громко засмеется, разглядывая фантастические рисунки, как в скриптории сразу же появляется совершенно слепой брат Хорхе и начинает упрекать не в меру развеселившихся собратьев. Он считал, что веселье и смех неприличны в Божьей обители, как непристойны и пустое времяпровождение, и никчемная болтовня.

Этот престарелый монах, с юных лет проживающий в обители, считал, что скоро наступит время Антихриста, что мир проживает последние времена и человек не может смяться и радоваться жизни при таком раскладе. Он сам всегда был угрюм, суров и равнодушен к мирским соблазнам.

Осматривая все помещения монастыря, брат Вильгельм сделал слишком поспешный вывод, что брат Ансельм не погиб от руки убийцы, а скорее всего, покончил жизнь самоубийством, бросившись вниз из окна Храмины. А его тело потом было перемещено под Храмину грязевым оползнем.

Но уже в следующую ночь это опрометчивое суждение было опровергнуто. В бочке со свежей кровью от заколотых свиней был обнаружен труп брата Венанция. Вильгельм тщательно изучил все следы и сделал вывод, что убили несчастного брата в каком-то ином месте, возможно даже в Храмине, а потом труп перенесли в бочку со свиной кровью. Правда, на самом теле, даже при самом пристальном обследовании, не было обнаружено ни ран, ни каких иных повреждений, связанных с нападением враждебно настроенного человека. Не было даже никаких следов драки или борьбы.

Внимательно посмотрев на взволнованных монахов, брат Вильгельм обнаружила, что больше всех трясется от страха Беренгар, а юный Бенция очень взволнован и не может успокоиться. Тогда он решил немедленно переговорить с ними обоими. Испуганный Беренгар признается слабым голосом, что видел Адельма в ту ночь, когда он погиб. Его лицо было словно у мертвеца, а сам искусный рисовальщик повторял, что проклят на веки вечные и будет гореть в адском пламени. Причем, он так убедительно описал взволнованному слушателю эти адовы муки, что Беренгар и до сих пор их забыть не может. Бенций же рассказал, что за два-три дня до смерти брата в скриптории разгорелся спор о допустимости некоторых волостей в изображении Святых и о том, что божественные истины нужно изображать в грубых телах, а не в прекрасных и благородных, которые смущают умы.

Во время спора Беренгар неосторожно высказался о том, что в библиотеке скрывают некую тайну, недоступную для непосвященных. Упоминание об этой тайне было связано с названием материка Африка. В каталоге, который мог заполнять самолично только библиотекарь, причем, он пользовался значками, известными ишь ему одному, Бенций увидел пометку «предел Африки», но когда он запросил эту таинственную книгу, то библиотекарь отказал ему, сказав, что все книги из Африки давно утеряны. А еще Бенций рассказал, что произошло после спора, когда он решил самовольно проследить за Беренгаром. Вильгельм после рассказа Бенция утверждается в своем мнении, что Адельм все же покончила с собой. Вероятно, помощник библиотекаря Беренгар соблазнил юношу и принудил его к содомскому греху. Тяжести совершенного греха юный рисовальщик не мог вынести в одиночку и исповедался в совершенном слепому Хорхе, но зная характер старого слепца, можно предположить, что тот не отпустил грех, а наоборот напугал юношу неминуемым наказанием и расплатой адскими муками.

Состояние постоянно живущих в монастыре людей нельзя считать нормальным, х сознание возбуждено, с одной стороны, неутомимым стремлением к знаниям, заключенным в старинных книгах, а с другой стороны, постоянно угнетающей памятью о существующем Дьяволе и его деяниях, страхом перед адом и наказанием. Адельм считает, что ему уже не будет прощения, видит перед собой воочию ад и решается совершить еще более тяжкий грех - покончить с жизнью.


Вильгельм попытался ознакомиться с книгами, лежавшими на столе Венеция в скриптории. Но вначале слепой Хорхе, а потом и юный Бенций словно бы невзначай отвлекают его от этого занятия. Тогда Вильгельм решает провести свое расследование ночью, когда никто и ничто не будет его отвлекать. Он просит Малахию поставить у стола стража, чтобы никто не брал книг с него, и уходит, чтобы вернуться в ночи через тайный ход, который он обнаружила, когда обследовал все помещения монастыря. Этот потайной ход, прорытый под Храминой, известен лишь библиотекарю, который им постоянно пользуется, когда запирает главный вход в библиотеку и скрипторий.

Среди бумаг на столе Венанция Вильгельм и Адсон обнаруживают свежий пергамент с непонятными значками, которые можно отнести к тайнописи, но самой книги, которая была на столе днем, нет. В полной темноте и тишине скрипторию вдруг раздается какой-то странный звук. Вильгельм хватает свечу и видит незнакомую фигуру, убегавшую во тьму. Он бросается за незнакомцем, тот в испуге роняет книгу, но быстро поднимает ее и скрывается во тьме. Брат Вильгельм, с несчастью, не успевает его схватить.

В монастыре воцарился страх, в библиотеку никто бы не пошел ночью под страхом смерти, ее теперь не нужно было запирать. Некоторые онах и были уверены, что видели призраки умерших библиотекарей, которые бродили между столами и охраняли свои сокровища. Вильгельм не верит в подобные галлюцинации и не упускает случая обследовать помещения библиотеки. Но здесь Адсон испытывает на себе действие масляных светильников, в масло которых добавлены странные вещества, а на стенах висят кривые зеркала, искажающие действительность.

Однажды Вильгельм и Адсон так заблудились в лабиринте, что с огромным трудом смогли выбраться. А когда они все же вышли, то с ужасом узнали, то брат Беренгар пропал. Труп помощника библиотекаря нашли только через сутки в купальне, которая была расположена рядом с монастырской лечебницей. Монастырский лекарь и травник Северин указывает Вильгельму на следы от неизвестного вещества на пальцах у Беренгара. При этом травник шепотом сказал, что подобные следы были и на пальцах у Венанция, когда с него смыли кровь. А еще нужно обратить на черный язык Беренгара, вполне возможно, что монаха отравили, а потом утопили уже труп.

А еще Северин добавил, что когда-то у него было очень ядовитое зелье, которое исчезло при загадочных обстоятельствах. ОБ этом зелье знали только Малахия, аббат, Беренгар и сам Северин.

И тут наступило время приезда делегаций. С папской делегацией приезжает известный инквизитор Бернард Ги. Вильгельм открыто показывает свою неприязнь к этому человеку и его методам. Но Бернард заявляет, что сам будет вести расследование странных смертей в монастыре и что он подозревает здесь козни дьявола.

Вилгельм и Адсон тайно проникают в библиотеку с целью создать план лабиринта. При этом они обнаружили, что все помещения обозначены разными буквами, которые в определенном порядке объединяются в слова и названия стран. В этот момент они обнаруживают и «предел Африки» - это наглухо закрытая комната, но Вильгельм находит хитрый способ, чтобы проникнуть в нее.

А тем временем Ги обнаружил и обвинил в колдовстве помощника лекаря и одну деревенскую девушку. Та проникала в монастырь по ночам, потому что голодала и за остатки от монастырских обедов ублажала старого греховодника. Незадолго до этого молодой Адсон сам встретился с этой девушкой и хотел ее задержать, но та предложила юноше свою любовь, а он не смог устоять. Парень настолько понравился девчонке, что она оставила мясо, данное ей за ее ласки. Но сейчас участь девушки была решена, ее казнят как ведьму.

Дискуссия, которая должна была быть мирной и наладить отношения между враждующими партиями, перешла в драку. Вильгельм держался в стороне и не пытался кулаками доказать свою правоту. В это время Северин сказал, что обнаружил у себя странную книгу. Их тихий разговор подслушивает Хорхе и юный Бенций, они догадываются, что Северин обнаружил что-то оставшееся от Беренгара.

Драка прерывается сообщением, что лекарь и травник обнаружен в своей лечебнице мертвым, но его убийца известен и уже схвачен.

Травника убили, проломив ему череп металлическим глобусом, стоящим на лабораторном столе. Вильгельм и Адсон тут же принимаются искать странную книгу, но не находят ее. Более находчивый Бенций же обнаруживает этот таинственный том и уносит с собой.

Бернард Ги хватает одного из братьев и под пытками заставляет его признаться в убийствах. На самом деле его не интересует, кто соверши все эти злодеяния. Его цель- сорвать мирные переговоры.

Бенция признался Вильгельму, что нашел книгу и отдал ее Малахии, поскольку тот пообещал сделать его помощником библиотекаря. Но спустя несколько часов Малахия умирает, на пальцах у него следы непонятного вещества, а во рту - черный язык.

Аббат разочарован в аналитических способностях Вильгельма и предлагает ему уехать. На это монах отвечает, что истинная причина насильственных смертей скоро будет известна. Он точно знает, что умирают те, кто подозревает о существовании «предела Африки» Эти лова навели аббата на кое-какие размышления, но он продолжает настаивать на отъезде англичанина и его помощника, а дальнейшее расследование он намерен взять в собственные руки.

Но Вильгельм не собирается отступать, тем более Адсон сумел найти ключ к тайнописи монаха Винсента. Теперь у них в руках ключ к тайной комнате, так называемой, предел Африки. Ночью они пробираются в тайную комнату, но там неожиданно встречают слепого брата Хорхе.

Но Вильгельм уже предполагал, что может встретить этого человека та. Он был первым библиотекарем, а потом, когда начал слепнуть, обучил своему ремеслу Малахию. Библиотекари не могли обойтись без помощи брата Хорхе, который все знал в библиотеке лучше всех. Аббат также не мог без него обойтись, потому что получил свое место с его помощью.

Почти сорок лет Хорхе был практически хозяином обители, и стал считать, что некоторые книги должны быть скрыты от посторонних глаз. Но когда одна, самая важная, книга по вине Беренгара покинула стену библиотеки, Хорхе решил вернуть ее на место любыми путями. Эта книга принадлежала гению Аристотеля под названием «Поэтика» была посвящена смешному в искусстве, в риторике, смеху, который мог сделать человека свободным и счастливым.

Ради того, чтобы книга оставалась в тайне, Хорхе, не задумываясь, идет на преступление, ведь он считает, что авторитет Аристотеля настолько велик, что смех станут уважать. Тогда и в святой обители люди не будут чураться смешного, и рухнет вся иерархия духовных ценностей и смешается с городской, низкой площадной культурой.

Хорхе признался, что был уверен в том, что когда-нибудь Вильгельм узнает правду, поэтому постоянно следил за его действиями. Бывший библиотекарь протягивает францисканцу книгу и предлагает прочесть ее. Но Вильгельм отвергает это предложение, он знает, что страницы книги пропитаны ядом. Много лет назад Хорхе похитил этот яд у Северина. Ансельм рассказал о заветной книге Венанцию, и тот решил прочесть заветный манускрипт. Но мягкие листы пергаменты слиплись между собой, поэтому он мусолил пальцы и отравился. Беренгар обнаруживает труп в Храмине и переносит его в бочку со свиной кровью.

Но после этого Беренгар тоже решил прочитать странную книгу и также отравился. Почувствовав сильный жар на языке и в горле, он бросается в купальню, чтобы охладиться, но ничего не может поделать и умирает. Теперь книга у Северина. Хорхе посылает Малахию раздобыть книгу, и тот убивает Северина, но и сам погибает от яда, пропитавшего страницы рукописи. После всего случившегося аббат потребовал, чтобы Хорхе прекратил все убийства и открыл предел Африки и снял запрет о всех книг. А теперь аббат задыхается в одном из каменных подвалов, где его запер старый слепец, а потом сломал механизмы двери.

Вильгельм понял, что брат Хорхе и его хотел отравить, но теперь тайна книги раскрыта. Но старый слепец выхватывает книгу из рук англичанина, рвет страницы и поедает их. А потом бьет по руке Адсона и выбивает масляный светильник. От разлившегося масла начинается пожар. Вильгельм и Адсон бегут за водой, поднимают на помощь всю братию, но уже поздно - горит монастырь, церковь, богатая библиотека. На глазах у поражённых ужасом монахов все превращается в руины.

Трое суток горит святая обитель, мало что удается спасти. После окончания пожара, монахи собирают то немногое, что все же удалось спасти, и навсегда покидают это место, которое, как они считают, было проклято Богом.