«Саша» - краткое содержание для читательского дневника
Поэма «Саша» принадлежит перу великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877). Годы работы над произведением — 1852–1855.
Тема произведения — становление личности, взросление, влияния на формирование мировоззрения.
Идея поэмы. На становление личности, на формирование мировоззрения влияет многое: среда, природа, воспитание, уровень образования, прочитанные книги, общение с людьми, восприятие их идей. Довершает становление личности сам человек своей волей, своим трудом. Без собственной инициативы, твёрдой позиции человек не способен стать полезным обществу, он останется «лишним».
Проблематика произведения — люди, подобные Агарину. Они рассуждают под влиянием последней прочитанной книги, они воспринимают передовые идеи, мечтают о великих деяниях, но не опускаются до малых дел. В них нет любви, вялая кровь к деятельности на пользу народа не побуждает. Такие агарины проводят время в разговорах.
Основные герои произведения.
Саша — молоденькая девушка, дочь бедных помещиков, выросшая в родительской любви, среди природы, которую любит всей душой, красивая, с твёрдым характером, натура цельная, схожая с Татьяной Лариной.
Родители Саши — помещики с очень скромным достатком, живут просто, без затей, очень любят дочь, не обременяют её образованием.
Лев Алексеевич Агарин — владелец соседнего имения, вернувшийся из заграницы, молодой барин, богатый помещик, увлёкшийся либеральными идеями и быстро к ним охладевший.
Сюжет произведения.
Саша — единственная дочь у родителей, бедных помещиков. Несмотря на скромный достаток, у Саши было счастливое детство: родители её любили и старались всё для неё делать. Правда, они считали, что науками отягощать её головку ни к чему. Саша росла на приволье, любя лес, поле, травы, цветы. Она остро чувствовала красоту природы. Смуглая дикарка, она не знала общества подруг, светских развлечений.
Время шло — и Саше уже шестнадцать. В соседней усадьбе появился приехавший из заграницы молодой помещик Лев Алексеевич Агарин, тонкий, бледный, с поредевшими уже волосами. Он стал наведываться к своим небогатым соседям, проводить время в беседах с Сашей. Агарин стал просвещать девушку: читать ей книги, обучать французскому, рассказывать о других странах, а заодно знакомить с передовыми идеями.
Когда наставник уехал, Саша стала другой. Былые забавы её уже не интересовали, она полюбила чтение, стала помогать крестьянам. По всему видно, она полюбила Агарина: грустила, писала письма. Девушка развилась умственно, она сама выписывала книги, с ней стало интересно разговаривать. Саша заботилась о бедных людях, помогала, чем могла: кормила, лечила.
Через три года, когда героине было уже девятнадцать лет, вернулся Лев Алексеевич. Она с радостью встретила его. Он поражён её расцветшей красотой, смотрит на неё уже иначе, не как на девочку, которую он поучал. Но, когда Саша стала рассказывать ему о своих делах и прочитанных книгах, одобрения не получила. Агарин давно остыл к прежним идеям, стал циничен. Саша потрясена его перерождением.
Агарин делает ей предложение, но она отказывает, хотя и любит его. Саша поняла, что с этим человеком ей не по пути. Но его заслуга в том, что он посеял в душе девушки благодатные зерна, а душа её — почва добрая. Саша переживёт разочарование в любимом и станет сильнее.
Чему учит произведение?
Поэма учит стремиться к образованию, но знания сочетать с деятельностью, служением людям, не проводить время в одних только разговорах, не предавать идеалы юности,
Отзыв о произведении.
Сашу Некрасова невольно сопоставляешь её Татьяной Лариной Пушкина. Так же полюбила приехавшего молодого барина, а он её — нет. Благодаря ему развилась, стала много читать серьёзных книг. Встреча через три года — он её полюбил. Она отказала, хотя любила его.