«Свет и тени» - краткое содержание (пересказ)


1

Двенадцатилетний гимназист Володя Ловлев стоял в гостиной и ждал обеда. Неожиданно у рояля он увидел серую книжечку, в которой были перечислены различные литературные деятели. На одной из страниц он заметил иллюстрации. Это были различные фигурки теней, которые образовались на стене от сложенных рук. Там была головка барышни, бык, ослик, белка.

Мальчика заинтересовала эта забава, потому что он сам мог легко сложить пальцы так, чтобы получилась заячья головка. Здесь же фигуры были довольно сложные, состоящие из двух рук. Володе очень захотелось самому сложить такие же тени, но сейчас при свете сделать это было невозможно. Тогда гимназист сунул книжку себе в карман.

Появилась мама. Они удивительно похожи с сыном. У обоих были большие серые глаза. Женщина поинтересовалась, что нового произошло в классе, но Володя грубо ответил ей. Из-за этого ему стало стыдно и он начал говорит об учителях, что они вечно торопятся, хотят быстрее завершить курс и готовится к экзаменам.

2

После обеда мальчик отправился в свою комнату, чтобы приготовить уроки. Он отличался усердием и прилежностью, но сегодня заниматься было сложно. Ему вспомнился учитель, который сказал грубую фразу. Душа у Володи была впечатлительная, и он переживал о случившемся. Он пытался сделать один урок, потом другой, но выходило все неудачно. У него появилась досада и раздражение. Тем не менее, мальчик знал, что уроки нужно обязательно выучить и старательно продолжил заниматься.

Неожиданно он посадил чернильное пятно. В кармане кроме перочинного ножика подросток наткнулся на серую книжицу. Он достал ее, подвинул удобно лампу и начал учиться складывать такие же фигуры, как на рисунках.

Сначала у него не получалось, но вскоре он сложил одну, вторую и третью фигуру. Ему стало весело, он забыл об уроках. Но тут послышались мамины шаги. Володя быстро сунул книжку в карман, отодвинул лампу. Мама позвала его пить чай. Мальчик покраснел, уткнулся в маму лицом. Ему было стыдно, как будто он совершил какую-то шалость.

3

На столе стол самовар, лампа разливала дремотное настроение. От ложечки бежала легкая тень. Володя стал наклонять ложечку в различные стороны, образуя различные рисунки теней. Он понял, что тени можно создавать из любых предметов, а не только из рук.

Он замечал тени отовсюду — от самовара, чашки, маминой головы. На мамин вопрос, как учится Леша Ситников, мальчик ответил «на кота», так как он рассматривал тень молочника и нашел сходство с котом.

4

На другой вечер он вновь занялся тем, что образовывал тени. Неожиданно в комнату вошла мама. Володя быстро спрятал книжку, но мать подумала, что сын спрятал сигареты. Она потребовала показать, что спрятано у него в карманах.

Мальчик, краснея, достал книгу и рассказал, что учится составлять тени. Матери не понравилось это увлечение, так как сын занимался посторонним делом, а не уроками.

Володя успокоил маму, сказав, что он отвлекся совсем немного. Улыбнувшись, мама выразила надежду, что сын все обязательно выучит. А ему стало почему-то стыдно за свое увлечение, поэтому он спрятал книжку глубоко в стол и целую неделю не доставал ее.

5

Евгения Степановна и Володя жили в маленьком городе. Отец мальчика умер девять лет назад. Вдове было только тридцать пять лет, но всю себя он посвящала сыну. Она была красивой, тихой и ласковой женщиной, смотревшей тревожно на мир большими глазами.

Вместе с ними жила прислуга — баба сорока пяти лет, строгая и угрюмая. Она давно овдовела и потеряла своих детей.

6

Был долгий осенний вечер. На улице дождь. Володя сидит перед абажуром. Потом он поднимает правую руку — по стене поползла тень. Ему показалась, что это ангел покидает этот порочный мир. Но не уносится ли вместе с ангелом что-то значительное? Володя вздохнул и опустил руку. Скучный вечер продолжился.

7

Мама вновь застала сына за занятием с тенями. У Володи отлично получилась голова быка, которая вытягивала шею.

Мама поругала сына за то, что он тратит время на пустяки. Мальчик оправдывался, что он занимается этим совсем чуть-чуть. Потом пообещал, что больше не будет тратить время на пустое развлечение.

Однако выполнить обещание было нелегко. Мысль о фигурках из тени иногда посещала его на уроках. Для реализации своих замыслов, ему приходилось заниматься тенями весь вечер, жертвуя уроками. Он стал недосыпать, чтобы наверстать упущенное.

Он изобрел несколько фигур и они, казалось, вели с ним беседы. Володя всегда был мечтательным ребенком.

8

Ночь. Володя лежит в кровать. За окном кто-то пробегает с фонарем. От этого образуется длинная тень, потом появляется вторая. Мальчику страшно, он прячется под одеяло и мечтает.

Страх иногда посещает его ночью, ему хочется спрятаться, обнять и поцеловать маму.

9

Сгущаются сумерки. Вновь горит лампа. Володя берет книжечку и начинает создавать быка, барышню. Потом свои фантазии — степь, по которой идет путник.

Мальчику делается грустно и смешно одновременно.

10

Мама снова застала сына за занятием с тенями. Она ругает мальчика и отбирает книжицу с картинками. Володе стыдно, что он огорчил маму и досадно, что у него отобрали рисунки. Он понимал, что сердиться на маму не нужно, да и иллюстрации он уже все выучил.

11

Мама в своей комнате открыла книжку и решила узнать, что в ней такого увлекательного, ведь ее сын был очень умным и послушным мальчиком.

Рассматривая черные фигуры, в ней зарождалась боязнь. Но она решила до конца узнать тайну теней. Евгения Степановна начала воспроизводить рисунки один за другим. Чувство страха и тревоги росло в ней все больше.

Неожиданно в комнату зашел Володя. Мать спрятала книгу. Мальчик не мог понять, почему мать стоит около стены и странно смотрит на него. Странная догадка осенила его, но он отогнал эти мысли прочь.

12

Когда сын вышел, женщина заметила, что за ней двигается тень, ее тень. Это взволновало Евгению. Она остановилась бледная и взволнованная, начала пугать тень и топать на нее ногами. Потом подошла к зеркалу увидела свое злое лицо и решила, что виной всему нервы.

13

Вновь настали сумерки. Мальчик размечтался. Они с мамой пошли гулять, но тени были повсюду, они казались Володе родными, от них веяло печалью. Чтобы не огорчать маму, сын стал думать о звездах. Он начал говорить ей о том, что звезды находятся далеко и светят тускло, от них не падают тени.

Мама сказала, что на земле лучше и с укоризной отметила, что он говорит только о тенях. Мальчик раскаялся в своих словах.

14

Володя старался хорошо готовить уроки, но вечером опять возвращался к своим теням. Он нагромождал различные предметы, создавая немыслимые тени. Особенно радовали его очертания, которые можно было осмыслить. Тени были как живые, они разговаривали с мальчиком.

Володя беседовал с путником, идущим с котомкой по степи. Понимал лес, ворона, белку. У него вызывали жалость нищие старухи, плачущие у черных могил. Это были самозабвение и грусть.

15

Мама говорила сыну, чтобы он нашел себе другую забаву, например, мыльные пузыри. Но ребенок и здесь видел тени, отходящие от них. Евгения Степановна заметила, что Володя стал нервным, похудел, плохо спит по ночам, бредит. Она стала переживать из-за того, что ее любимый сын может заболеть. Мальчик бросился обнимать маму и говорить, что он не умрет.


16

Мать все пристальнее приглядывалась к сыну. Ее волновали все мелочи, которые она замечала. Например, женщина заметила, что уши у Володи несимметричные, подбородок отклонен в сторону. Она думала, что это наследственное. Вспоминала покойного мужа, который то был спокоен, то впадал в меланхолию. Мужчина много пил, и умер в тридцать пять лет.

Мать отвела сына к врачу. Но тот посоветовал соблюдать диету и вести здоровый образ жизни, потом выписал какую-то микстуру. Перед уходом добавил, что неплохо бы высечь ребенка. Обиженная Евгения Степановна покинула кабинет.

17

В классе Володя вновь наблюдал тени. Он заметил, как одна тень прошмыгнула мимо окна, затем вторая. Кто-то ходил на улице. Мальчик заметил, как изменяются тени на улице и в закрытом помещении.

Ученик переводит взгляд на учителя, видит его желтое лицо и ядовитую насмешку. Потом находит его тень. Она маленькая и скрюченная. Но тут он слышит свою фамилию. Мальчика вызвали отвечать. Он не понимает, о чем его спрашивают, замечает, что все смеются над ним. Учитель ставит ему кол.

18

Это была первая единица в его жизни. Одноклассники дразнили Володю. Ему казалось, что все вокруг радуются постигшей его неудаче.

19

Мама смотрела на единицу, переводила взгляд на сына. Она не понимала, как такое произошло. Сын начал объяснять, что это всего лишь одна первая плохая оценка. Мать сказала, что виной всему его тени и заплакала. Мальчик бросился обнимать мать, ему не хотелось, чтобы она плакала. Он обещал, что больше не будет заниматься тенями.

20

Володя сдержал свое обещание. Он старался учить все уроки и не думать о своем увлечении. Но тени неотступно следовали за ним. Они были везде, хотя мальчик больше не сооружал фигуры.

Эти тени были знакомы ему, они манили и всегда были рядом. Иногда, не замечая, ребенок начинал создавать фигуры. Однажды у него получился удивительный бычок, но за этим занятием его вновь застала мать. Она пригрозила ему, что попросит директора посадить его в карцер. На что Володя ответил, что везде есть стена. Он заплакал и признался в том, что не знает, что с ним.

21

У Евгении Степановны появляется суеверный страх. Ей кажется, что она тоже погружается в этот мир. Она боится печального будущего. Иногда по утрам она думает о своей бесцельной жизни и тоже видит тени.

Женщина размышляет о смысле жизни, о том, родила сына для теней, и он в свою очередь породит таких же ненужных людей. Вскоре мать приходит к выводу, что ее охватывает безумие.

22

За обедом мама замечает, что сын изменился. Ее посещает мысль о том, что люди перед смертью меняются. Она беспокойно просит Володю доесть суп. Ему хочется сказать, что суп невкусный, но он боится огорчить родного человека.

Потом ему предлагают его любимое блюдо — мясо, он понимает, что все равно придется его съесть.

23

На следующий день мать просит Володю оставить дверь комнаты открытой. Мальчик сел заниматься, но открытая дверь смущает его. Он раздраженно кричит, что не может так учить уроки. Женщина успокаивает его, ребенок плачет.

Мать остается рядом с мальчиком. Сначала его это успокаивает, потом кажется, что над ним сидят, как над больным. Евгения Степановна уходит, но это не приносит ему облегчения. Володя идет вслед за мамой и спрашивает, зачем она ушла.

24

Ночь перед праздником. Мать стоит на коленях перед образами и молится. Горит лампада. Тени столпились в углу, они колышутся, шепчут о чем-то тайном.

Бледная, на ослабевших ногах, мать подходит к сыну. Тени следуют за ней, обхватывают ее ноги, что-то лепечут. Володя спит бледный, его дыхания почти не слышно. Женщина стоит охваченная страхом.

25

Евгения Степановна стоит в церкви, молится перед образами, ставит свечу перед иконой Богоматери. От лампад падают черные тени, потом они уходят под свод, откуда льются печальные песни.

26

Следующая ночь. Мальчик проснулся. Темнота обступила его. Он шевелит руками и не видит их. Ему кажется, что везде чернота. Маме тоже не спится. Она зажгла свечу и зашла в комнату сына. Он старается руками поймать свет, даже не думая, откуда он льется. В глазах безумие, Володя весь поглощен тенями.

Мать окрикнула сына. Он как будто проснулся, потом заплакал, бросился к ней. Женщина качает головой и спрашивает о снах.

27

Утром мать предложила ребенку каждый вечер вместе с ней играть с тенями, а потом делать уроки. В противном случает мальчик может заболеть. Володя оживился.

28

Улица. Подросток чувствует себя неуютно. Все тени кажутся зловещими. Ему мерещится, что все вокруг смотрят на него враждебно. Ворона пророчила печаль, собака гавкала на него. Уличные мальчишки смеялись над ним.

Когда он вернулся в дом, Прасковья тоже посмотрела на него со злобой. Мальчик скорее ушел к себе в комнату.

29

Мать сидела у себя в комнате. Взволнованно забежал Володя. Сказал, что горит лампа, попросил женщину поиграть с ним, похвалился, что изобрел новую фигуру.

Возникает образ степи, заблудившегося путника. Ветер рвет с него шапку, зарывает в снег. Сугробы становятся все выше. Женщина и ребенок волнуются за него.

Первой встает Евгения Степановна и говорит, что теперь пора приниматься за дело.

30

Утром мать находилась одна. Она погружена в тоскливые думы. На белой двери обрисовалась ее тень. Женщина начла двигать руками, наблюдая за тенью. Ей показалось, что тень шепчет ей о чем-то грустном и знакомом. Шаги прислуги заставили ее остановиться.

Мысли были направлены на то, чтобы уехать куда-нибудь, но ей вспомнились слова сына, что везде одна и та же стена.

31

Вновь вечер. Володя с мамой сидят перед лампой и делают странные движения руками. На стене тени. Люди понимают их. Лица Евгении Степановны и сыны безумны. Опускается ночь.