«В стране невыученных уроков» - краткое содержание для читательского дневника


«В стране невыученных уроков» — сказочная повесть, которую написала в 1965 году советская детская писательница Лия Борисовна Гераскина (1910–2010). В повести рассказывается о приключениях двоечника Вити в волшебной стране.

Тема сказки — учёба.

Идея повести - знания необходимы в жизни, без них очень трудно.

Проблематика - взаимовыручка, дружба.

Основные герои произведения.

Витя Перестукин — лентяй, двоечник, учёба его не привлекает, но имеет тягу к приключениям, обладает решительностью и храбростью.

Кот Кузя — питомец и любимец Вити, своенравный, как все коты, но преданный. В опасной ситуации спас хозяина.


Сюжет произведения.

Четвероклассник Витя Перестукин учился из рук вон плохо, просто не любил это дело, лень ему было напрягаться, не хватало силы воли. Его школьные успехи, конечно, огорчали родителей, людей ответственных и собранных. В один несчастный день Вите не повезло: его вызывали на каждом уроке. Так он получил пять двоек подряд. Конечно же, несправедливо! И очень боялся, что мама узнает.

Придя домой, Витя навёл порядок на своём столе и засел за уроки. Ужасно хотелось играть с ребятами в футбол, а тут извольте учить правила по русскому, стихотворение и решать задачу. А кот Кузя сидел на окне и следил за игрой. День был погожий, Перестукин сидел в душной комнате, а задача про землекопов не получалась. В ответе у него вышло полтора землекопа. Вставить безударные гласные тоже оказалось не так-то просто. И стихотворение не запоминалось.

Из окна пахло сиренью, хотелось к ребятам. Витя вдруг возненавидел эти скучные учебники и с досады бросил их на пол. Раздался такой грохот, что испуганный Кузя соскочил с окна и прижался к ногам хозяина. Неожиданно всё померкло вокруг, потом появился мягкий зеленоватый свет, герой оказался среди странных человечков в балахонах с кляксами.

Это ожили Витины учебники, они набросились на него с упрёками и отправили вместе с Кузей в волшебную Страну невыученных уроков. В этой стране, где нет взрослых и опасности подстерегают на каждом шагу, Витя должен перевоспитаться. Герой вместе с Кузей оказался перед закрытым замком. Чтобы войти в него, требовалось безошибочное написание слов «замочек» и «ключик». Вите удалось припомнить правило, и ворота открылись.

Дальше выяснились большие пробелы в знаниях героя по русскому языку, и ему был вынесен приговор: «Казнить нельзя помиловать». Вите пришлось напрячь ум, чтобы верно поставить запятую. Вовремя он сообразил, что её место после слова «нельзя», и это его спасло. Здесь Витя понял, что правила нужны и важны.

Страна невыученных уроков преподносила Перестукину сюрприз за сюрпризом. На него набросилась корова, которую он как-то раз отнёс к классу плотоядных животных. Преследовал двоечника и белый медведь, который по милости Вити заблудился и не мог найти Северный полюс. От коровы Витя отбился, вспомнив, что она травоядное животное, а место нахождения Северного полюса так и осталось для него невыясненным.

Витя внёс исправления и в исторические события волшебной страны. Было дело, когда он рассказывал о войне Наполеона с Иваном Грозным. Продолжая путешествие, Перестукин увидел мёрзнущего во льдах негритёнка с обезьяной. А недалеко от них изнывали от зноя чукча и белый медведь. К несчастью, Витя понятия не имел о географических поясах, поэтому не знал, как помочь страдальцам. Спасительная помощь пришла от учебника Географии, и все были отосланы на свои места.

Пережитые приключения с опасностями не прошли для Вити Перестукина даром. Исправляя все прежние ошибки в Стране невыученных уроков, мальчик стал смотреть на учёбу под другим углом зрения, он понял её необходимость. В итоге герой стал учиться гораздо лучше и благополучно выдержал экзамены при переходе в следующий класс.

Чему учит произведение?

Сказка учит относиться к учению ответственно, уметь исправлять свои ошибки, не лениться в получении знаний, преодолевать лень и неорганизованность.

Отзыв о произведении.

В «Стране невыученных уроков» показано, что школьные знания могут очень пригодиться в жизни, и относиться к их получению надо серьёзно.