«Волшебное слово» - краткое содержание для читательского дневника


Валентина Александровна Осеева (1902–1969) — известная советская писательница, автор детских книг. Одно из самых известных её произведений — рассказ «Волшебное слово», написанный в 1943 году.

Тема рассказа — дети и вежливость.

Идея произведения - вежливость помогает строить хорошие отношения в семье и в обществе.

Проблематика произведения - вежливость мальчика ради получения желаемого ничего не стоит, но, говоря слово «пожалуйста» в нужной интонации и глядя в глаза, он менялся внутренне, становился нравственнее. Без нравственной основы вежливость пуста.

Основные герои произведения

Павлик — маленький невежа, груб со всеми.

Лена — сестра Павлика, отзывчива на вежливость брата, добра.

Брат Павлика — намного старше главного героя, оценил вежливость младшего брата.

Бабушка — любит внука, от его «волшебного» слова растаяла и просияла.

Загадочный старичок с длинной седой бородой — умудрённый жизненным опытом человек, умный, добрый, скорей всего — учёный.


Сюжет произведения

Раздражённый и обиженный Павлик подбежал к скамейке. Здесь сидел маленький седобородый старичок с зонтиком, которым чертил по земле. Павлик бесцеремонно потребовал подвинуться и пристроился с краю. Подвинувшись, старичок посмотрел на раскрасневшегося и разгневанного мальчика. Он поинтересовался, что с ним случилось. В ответ Павлик грубо буркнул, что это его не касается.

Старичок спокойно продолжал: ему-то ничего, это он сейчас с кем-то разругался до слёз. Павлик разговорился, стал выкладывать новому знакомому всё, что накипело. Он из дому готов уже убежать, потому что сестра Ленка краски для него жалеет, бабушка за морковку тряпкой из кухни погнала. Старик посчитал, что это не причина для побега. Павлик возразил: его никто не любит! Брат отказывается кататься с ним на лодке, хотя он ему и пригрозил вёсла утащить.

Старичок, разглаживая бороду, сообщил Павлику, что хочет ему помочь. Знает он некое волшебное слово. Павлик оторопело слушал. Однако надо знать правила, как его произносить: тихим голосом и смотреть собеседнику прямо в глаза. И старик прошептал его мальчику. Волшебное слово оказалось знакомым, и Павлик усмехнулся, но сказал, что попробует, не откладывая. И убежал домой.

Сестра рисовала, разные краски были у неё на столе. Заметив приход брата, она закрыла их рукой. Павлик заподозрил старика в обмане, но всё же подошёл к Лене и, прося краску, сказал волшебное слово именно так, как учил старик: тихо, глядя в глаза: «Пожалуйста». Сестра только смущённо спросила, какую ему надо.

Получив желаемое, мальчик быстро вернул Лене краску, он думал только о волшебном слове. Проверить его чудодейственную силу он решил на бабушке. С той же интонацией, глядя в глаза, он попросил себе пирожка. Сияющая бабушка дала внуку самый вкусный пирожок. Радостный Павлик расцеловал её, а про себя думал о старике и с восторгом называл его волшебником.

Дошла очередь до брата. За обедом Павлик таким же образом попросил его взять с собой кататься на лодке. Просьбу поддержали Лена и Бабушка. Павлик ещё раз повторил волшебное слово, и старший брат сдался. Павлик выбежал из дома, бросился в сквер, но скамейка уже опустела, старика не было, только странные знаки остались на земле. Те, что он чертил зонтиком.

Чему учит произведение?

Рассказ учит детей добрым отношениям с близкими и вообще со всеми людьми. Хорошим отношениям помогает вежливость, добрые слова, тогда как злые, грубые слова ранят людей, разрушают мир в семье.

Отзыв о произведении

Рассказ полезен на все времена, особенно для детей. Важно с детства усвоить, что добрым отношением к человеку, вежливым словом можно добиться гораздо больше, чем криком и руганью.



Еще краткие содержания произведений Осеевой В.А.:

  • «До первого дождя»