Анализ пьесы Островского «Бедность не порок»


Пьеса А. Островского «Бедность не порок» была задумана в июле 1853 г., а работу над ней автор закончил к концу этого же года. Произведение создавалось для Малого театра в Москве. Драматург даже роли распределил заранее. Посвящена пьеса другу Александра Николаевича актеру Прову Садовскому, который сыграл роль Любима Торцова. Некоторое время власти не допускали произведение к постановке. В 1854 г. оно вышло отдельной книгой, а также было поставлено на сцене Малого театра. Пьеса стала причиной горячих споров критиков.

Жанр анализируемого произведения – комедия, так как в его основе комические характеры, смешные ситуации. Для жанра комедии также присущ счастливый финал, в котором торжествует добродетель. Именно так заканчивается «Бедность не порок». В некоторых эпизодах можно заметить признаки сатиры: автор резко высмеивает купечество, которое пытается отречься от родного и угнаться за модой.

В ходе прочтения пьесы становится понятно, что название «Бедность не порок» отображает основную ее мысль. Автор показывает, что бедность – это лишь материальное состояние. Ее нельзя считать пороком, то есть нравственным, духовным недостатком. Для этого А. Островский изображает небогатых людей с чистой душой и зажиточных духовных калек.

В комедии три основных темы: жизнь купечества, которое пытается перекроить свой уклад на западный манер; столкновение традиций и новых тенденций; чистая любовь, которая не поддается власти материальных ценностей. Драматург доказывает, что бедность не является нравственным изъяном, главное – оставаться богатым душевно. Также он прославляет искреннюю настоящую любовь.


В пьесе развивается несколько сюжетных линий: Гордея Торцова, Любима Торцова, Любавы и Мити, Анны Ивановны и Яши Гуслина. В центре событий семья Торцовых. Богатый купец Гордей Карпыч живет в провинции, но очень хочет переехать в Петербург или в Москву. Для этого он готов отдать единственную дочь за старого, но богатого фабриканта Африкана Коршунова. Любовь Гордеевна влюблена в приказчика Торцова, но уговорить отца выдать ее замуж за любимого не может. Скоро Торцов ссорится с Коршуновым и породниться им не удается. Любовь Гордеевна выходит замуж за Митю.

Яша Гуслин – племянник Гордея Торцова. Молодой человек влюблен в бедную вдову Анну Ивановну. Гордей Карпыч против этого брака. Но после ссоры с Коршуновым благословляет молодых людей. Таким образом, сюжет имеет счастливую развязку. Центральный конфликт – столкновение старого и нового; вечное противостояние богатых и бедных.

Особенность системы образов – разделение действующих лиц на богатых и бедных. Первые представлены Гордеем, Пелагеей и Любовью Торцовыми, Гришей Разлюляевым, Африканом Коршуновым. Остальные герои – люди бедные, но с чистыми, добрыми душами. Также героев можно разделить на тех, кто гонится за новым (Гордей Торцов и Африкан Коршунов) и приверженце старины (остальные, особенно яркие представители этой группы – Пелагея Егоровна и Любим Торцов). На внешность действующих лиц автор практически не обращает внимание, а об их характерах можно судить по поступкам. Также для характеристики образов драматург использовал прием «говорящих» имен и фамилий.

Пьеса Островского состоит из трех действий, что соответствует содержанию. В первом действии автор знакомит с действующими лицами, во втором подает основные события, третье содержит кульминацию и развязку.

Для характеристики героев и реализации идеи автор использует языковые средства. Например, Митя, Любовь Гордеевна, Анна Ивановна разговаривают на простонародном языке, Гордей Карпыч же пытается говорить красиво, используя красивую лексику. Произведение не изобилует тропами, что объясняется особенностями сюжета.

Я считаю, что пьеса А. Островского «Бедность не порок» будет актуальной во все времена благодаря актуальности центральных конфликтов. Этой комедией драматург доказал, что на сцене можно показывать не только возвышенное, но и простонародное.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ пьесы Островского «Гроза»
  • Анализ пьесы Островского «Свои люди - сочтемся!»
  • Анализ драмы Островского «Бесприданница»