Анализ рассказа Тургенева «Муму»
И. Тургенев родился в богатой дворянской семье. У его отца были тысячи крепостных, но писатель выступал против крепостничества. Почему? Дело в том, что мать Ивана Сергеевича, Варвара Петровна, была жестокой и властной женщиной, и он с детства видел издевательство над подчиненными людьми, причем о справедливости наказаний барыня совершенно не задумывалась. На этой биографической почве и начала развиваться тема крепостничества в творчестве Тургенева. В основу сюжета рассказа «Муму» также легла реальная история. У Варвары Петровны был немой дворник Андрей, который приютил собачку. Барыня невзлюбила ее и приказала утопить.
Тема произведения – судьба беззащитного крепостного. Автор показывает, что крепостничество ломает судьбы простых людей, которые перед своими хозяевами превращаются покорных существ.
Сюжет рассказа развивается в логической последовательности. В экспозиции И.С. Тургенев описывает место, где некогда происходили события, о которых говорится далее. Теперь это неухоженный дом, а когда-то в нем жила вдова-барыня с «дворней». Среди ее челяди выделялся немой дворник Герасим, обладавший неистовой силою. Это и есть главный герой произведения. Экспозиция достаточно большая, так как в ней подробно рассказывается о нескольких дворовых.
Завязка основной сюжетной линии – распоряжение барыни женить пьяницу-башмачника на прачке Татьяне. Татьяна очень нравилась Герасиму, поэтому свадьба стала для дворника ударом. Развитие событий включает спасение собачки, описание дружбы Герасима и Муму, «знакомство» барыни с Муму, попытки избавиться от собаки.
Кульминационных точек в рассказе несколько, все они связаны с образом Герасима. Мы переживаем, как он отреагирует на свадьбу Татьяны, беспокоимся из-за того, что Муму продают, наибольшее напряжение достигается в эпизоде, где Герасим топит свою любимицу.
Развязка – уход Герасима в деревню.
Система образов произведения разветвленная, несмотря на то, что оно относится к малому прозаическому жанру. Главные герои – Герасим, барыня и собака. Второстепенные образы – челядь барыни. Интересно, что из образов можно выстроить иерархию: высшую ступень занимает барыня, за нею располагается дворецкий и домашний доктор, далее – приближенные к барыне приживалки и на самой низшей ступени располагаются рабочие (башмачник, прачки, дворники и т.д.). Каждому персонажу, который влияет на развитие сюжета, автор дает характеристику. Наиболее полно раскрыты образы барыни и Герасима. Особое внимание автор обращает на их характеры, поступки.
В художественном оформлении «Муму» привлекает внимание язык. Писатель использовал как утонченную лексику, привычную для дворянской среды, так и просторечья, которые приближают к челяди. Язык в произведении – инструмент для характеристики образов, он многое может рассказать о носителе. Например, дворецкий прибавляет к словам звук «-с», пытаясь сделать свою речь учтивой, утонченной, несколько жеманной. Такие художественные средства как эпитеты, метафоры и сравнения, помогают писателю охарактеризовать героев, раскрыть тему и донести идею.