Анализ романа Чернышевского «Что делать?»


Николай Гаврилович Чернышевский в романе «Что делать?» смог завуалированно показать революционные настроения, требующие перемен.

Хоть произведение и имеет традиционные мотивы, характерные для русской литературы, оно отличается новаторскими методами.

Само появление "новых людей", о которых говорится в романе, было необычным явлением для того времени. Автор был одним из первых, кто описал только зарождающийся тип людей, которым ещё предстоит сделать большое дело в истории.

Сам стиль написания романа был сложен и аллегоричен, то, что хотел сказать Н.Г. Чернышевский, смог понять только "проницательный читатель". Писатель специально вводит данный образ, чтобы подчеркнуть то, что нужно читать между строк, понимать скрытый смысл, который помещен в историю любовного треугольника Розальской, Лопухина и Кирсанова.

Несмотря на сложные метафоры и аллегории, Н.Г. Чернышевскому ясно удалось передать революционные настроения, показать людей, боровшихся за светлое будущее.

Помимо темы революции писатель поднимает и другие важные вопросы: любовь, семья, труд, народ. Эти темы рассматриваются в разных плоскостях, связанных со временем. Семейные отношения прошлого, "старого" поколения противопоставлены отношениям будущего, которое автор называет прекрасным. Это же касается и труда, который в будущем должен был приносить только удовольствие. Однако будущее показано в виде сна, основа повествования - настоящее, которое находится посередине пошлого мира и идеального мира.


К этому светлому будущему шли "новые люди" - люди, которые готовы были пожертвовать всем ради блага всего народа. Именно такими были Вера Павловна Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов.

Интересен образ Рахметова, которого писатель называет человеком "особенным". Герой является авторским идеалом, Н.Г. Чернышевский призывает каждого человека быть похожим на Рахметова, который жил мыслью о народной свободе.

Однако особенных людей, как указывает автор, мало. На смену "старых людей" пока только приходит новый тип. Поэтому все сюжетные линии связаны с образом Веры Павловны. Даже названия глав связаны с основными этапами жизни героини. Автор показывает, как развивается ее характер, как она самосовершенствуется. Девушка видит общественную несправедливость, она с детства подвергалась семейному гнету. Она пытается бороться со старыми принципами. Брак для нее связан с любовью, труд - с удовольствием. Поэтому она открывает свою мастерскую, которая имеет большое значение в идейном содержании. Мастерская - идеальное рабочее место, где каждому человеку дают работу по силам, где каждый человек имеет равные возможности. Вера Павловна облегчает жизнь работающих у нее девушек. Для героини была важна свобода и независимость, и она воплотила свои идеалы в мастерских.

Девушке помогают и Лопухов, и Кирсанов. Эти герои также стремились к равноправию.

Писатель критиковал "старых людей", то есть современное ему общество. Большие надежды он возлагал на тип "новых людей". Поэтому Н.Г. Чернышевский не только ставит проблемный и актуальный вопрос «что делать?», но и показывает пути решения всех общественных проблем.

Н.Г. Чернышевский написал роман «Что делать?», который является утопическим, чтобы показать людям необходимость общественных изменений.