Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»


Стихотворение «Бабушкины сказки» С.А Есенина относится к раннему периоду творчества поэта. Точная дата его создания не известна. Исследователи утверждают, что произведение было написано в период с 1913 – 1915 гг. В 1915 году его опубликовали в журнале «Доброе утро». Стихотворение автобиографическое. Бабушка С. Есенина Наталья Евстихиевна знала очень много преданий и сказок. О ней Сергей Александрович всегда вспоминал с теплотой. Наталья Евстихиевна умерла, когда её внуку было 16 лет.

Стихотворение относится к интимной лирике. Его жанр – элегия. Тема – рассказ о вечерах, проведенных за бабушкиными сказками. Сергей Александрович показывает, что бабушкины сказки создавали в доме особенную атмосферу, чудесные рассказы старших родственников, теплые моменты из детства навсегда сохраняются в памяти людей.

В первых строках Сергей Александрович создает зарисовку зимнего вечера. Читатель наблюдает за природой глазами детей. Ребята по сугробам и пригоркам бредут домой. Им уже надоело резвиться, и они в два рядка садятся слушать бабушкины сказки. Деталь «в два рядка» указывает на то, что у женщины много внуков.

Лирический герой говорит, что он с ребятами с удовольствием слушал сказку об Иване-дураке. Не зря упоминается именно этот герой, ведь он сразу же ассоциируется с русскими сказками. За рассказами бабушки слушатели не замечают, как летит время. Оно идет к полночи. Уже и мама зовет детей спать, но они не хотят прерывать чудесные рассказы, поэтому делают вид, что не слышат.


Бабушка заканчивает сказки. Лирический герой с сожалением говорит: «Пора в постели…» Но теперь спать совсем не хочется. Дети начинают галдеть, просить ещё сказок. Бабушка несмело спрашивает: «Что ж сидеть-то до зари?» Лирический герой говорит от имени всех детей, что они слушали бы, да слушали.

Стихотворение С.А. Есенина «Бабушкины сказки» состоит из пяти катренов. Строки его объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей с пиррихием. По смыслу произведение также условно делится на части: рассказ о том, как ребята бредут домой по пригоркам и сугробам; рассказ о том, как дети внимательно слушают бабушкины сказки; дети просят бабушку ещё рассказать сказку.

Раскрыть тему и реализовать идею произведения автору помогают художественные средства. В тексте есть эпитеты («зимний вечер», «разухабистая гурьба», «Иван-дурак», «скажет несмело»), метафоры («время к полночи идет»), повтор («говори да говори»). В первом катрене Сергей Александрович использовал синонимы: «идем, бредем».

Интонация стихотворения спокойная, что соответствует уютной атмосфере зимнего вечера, душевному умиротворению лирического героя.

В некоторых строках анализируемого произведения использована аллитерация. Например, рыпение снега под ногами ребят передается при помощи слов с согласным «р»: «В зимний вечер по задворкам разухабистой гурьбой по сугробам, по пригоркам мы идём, бредем домой».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»
  • Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа…»
  • Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!»
  • Анализ стихотворения Есенина «Зима»