Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

В 1896 году Иван Бунин начинает работу над своим стихотворение «Крещенская ночь». Складывается впечатление, что Иван Алексеевич, создавая это произведение, действительно находился в заснеженном лесу. Но, обратившись к его записям в дневнике, мы понимаем, что в это время Бунин находился на Украине, где ему приходилось только мечтать о лютых русских морозах. «Крещенскую ночь» он писал под воздействием своих давних воспоминаний о родных лесах Орловской губернии.



Автор и название стихотворения

Иван Алексеевич Бунин. Стихотворение «Крещенская ночь».

История создания стихотворения «Крещенская ночь»

К написанию стихотворения «Крещенская ночь» И.А. Бунин приступил в 1886 году. Поэт представлял себе зиму, еловые лапы, березки, покрытые инеем. Но вдруг он остановился и понял, что ему нужно лично отправиться в лес и насладиться его красотой. Завершил стихотворение автор только в январе 1901 года, когда вернулся в родные края и окунулся в атмосферу сказочно таинственной лесной чащи. Опубликовано произведение было в этом же году в журнале «Детское чтение».

Название «Крещенская ночь» должно быть связано с таинствами ночи, которые происходят на праздник Крещения, однако автор не рассказывает о приметах, а передает красоту, нежность и очарование зимнего леса.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Крещенская ночь»

«Крещенская ночь» — это лирическое стихотворение, пейзажная лирика. Лирический герой любуется необыкновенным ночным лесом, надеется на чудо и пытается понять свою душу.

Тема природы главная не только в этом произведении, но и во всем творчестве И.А. Бунина. Поэт очень любил орловские края, побывал во многих живописных уголках и старался отобразить все увиденное в стихах и прозаических произведениях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано в один период вместе с рассказами «Сосны» и «Мелитон». Между этими тремя произведениями есть много общего. Так, в «Крещенской ночи» и «Мелитоне» можно увидеть сторожку, символ человеческого одиночества, а во всех трёх текстах встречаем образ звезды.

В «Крещенской ночи» природа неразрывно связана с внутренним миром человека, его переживаниями и волнениями. Лирический герой, оказавшись посреди чащи в лесу на праздник Крещения, отчетливо видит сказочное превращение. Чаща становится живой, она засыпает, за сугробом крадутся волки, на востоке горит крещенская звезда. Человек ощущает счастье и умиротворение только находясь в гармонии с природой, с ее необыкновенной красотой.

Тема красоты зимнего леса раскрывается автором с помощью ярких образов, которые он создает. Например, покрытые инеем ветки автор называет кружевным серебром.

Стихотворение передает восторженное настроение лирического героя, за которым прячется страх. Как будто одинокий человек, забредший в лес, постигает тайны зимнего леса, но чего-то боится. Он находится в напряжении и ожидании. Это вполне объяснимо, потому что он боится неожиданного прихода лесных зверей, которые не любят, когда вторгаются в их среду. Кроме этого душа человека наполнена ожиданием чуда. Он верит, что в крещенскую ночь обязательно должно произойти волшебство.

Идея стихотворения состоит в том, что только в крещенскую ночь, отрешившись от проблем, человек может стать частью природы и увидеть удивительный мир, наполненный тишиной, нежностью и тайной. Только тогда он обретет настоящее счастье и душевную гармонию.

Пейзажная лирика Бунина насыщена образами. Они живут полноценной жизнью, испытывают чувства. Так, в стихотворении «Крещенская ночь» мы наблюдаем целое действие, которое происходит в лесу. Сюжет разворачивается динамично, ярко. Наступает ночь, а полный месяц выходит и глядит на всё вокруг. Тени стелются на снегу, а в это время вьюга убаюкивает лес своей песней. Наконец, всё засыпает, и в этой тишине потихоньку крадутся волки. Лирический герой одиноко стоит посреди этого царства и наслаждается тишиной и красотой. Он чутко воспринимает всё, что происходит, слышит и чувствует малейшие звуки, движения. Во всех стихотворениях И.А. Бунина заметна эта неотделимость человека от природы.


Художественные средства в стихотворении «Крещенская ночь»

Основная мысль автора раскрывается с помощью образов, символов. Один из значимых — путеводная звезда. В Крещении это символ возрождения, славы. Звезда находится рядом с Господом. В христианстве на праздник Крещения нельзя ничего есть, пока не взойдет первая звезда. В стихотворении она дает надежду путнику на чудо.

Поэт так подробно описывает снег, потому что ему люди уделяли особое внимание. Во время крещенских гаданий именно снег становится волшебным средством, когда можно было узнать будущее. Например, девушки «пололи» снег, а крестьяне старались набросать больше снега в колодец, тогда все лето вода в нем будет целебной. И.А. Бунин говорит о снеге «снежное лоно», на нем «вьются тени», «спят, одетые снегом глубоким».

Еще один символ — огонек, который светит вдалеке. Скорее всего, это заблудшая душа человека, которая ищет выход. Найти его можно только, если слиться воедино с природой, почувствовать магию природы, а поможет в этом Господь. Нужно лишь обратиться к нему в тишине в крещенскую ночь.

Чтобы передать свой замысел, автор использует художественные приемы: олицетворения «спят чащи», метафоры «зеркало воды», эпитеты «бледная стать», сравнения «как сон». Эти классические средства помогают поэту создать целостную картину чарующего зимнего леса.

Стихотворный размер — трёхстопный анапест, который обладает наиболее выраженной певучестью и нежностью.

Рифма перекрестная неточная, так как первая и третья строчки в некоторых четверостишиях не рифмуются.

Дополнительная рифма, анафора встречается в самом начале стиха.

«Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким…»

Для подчеркивания особо важного события автор использует поэтический перенос, когда строка завершается, а ее продолжение можно найти во второй строке. Например:

«Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый.»

Это одно предложение, которое состоит из двух срок. Вьюга убаюкала опустелый лес песней. Такой прием помогает достичь большей выразительности и впечатления.

Звуковые повторы, то есть повторение одних и тех же звуков, тоже имеют здесь место.

«В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.»

В этих строчках мы слышим звук «з», который передает звон алмазов.

Повторяющиеся гласные о и е намекают на связь с устным народным творчеством, на тревожность и таинственность атмосферы.

Композиция стихотворения «Крещенская ночь»

Перед нами открывается молчаливая и восторженная картина ночного леса на Крещение. Построение стихотворения помогает настроению меняться, приобретать разные оттенки. Условно текст можно разделить на три части.

Первая часть состоит из шести четверостиший и передает красоту и волшебство зимнего пейзажа. Природа здесь становится живой, она наблюдает за тем, что происходит в ее владениях. Полный месяц поднимается наверх и сквозь ветви берез видит «причудливые тени», «дорожки». Он следит за тем, как всё вокруг погружается в спокойный сон. Наступает тишина.

Во второй части этот покой нарушается, появляется человек, в котором живет чувство страха, неизведанности мира. Ему чудится, что сквозь сугробы пробирается волк, что где-то вдалеке виднеется огонек сторожки. Но природа остается такой же неприступной, гордой, величавой, а человек лишь маленькая часть ее. Он не может пока гармонично влиться в нее и забыть свои тревоги. Лирический герой ощущает одиночество и боязнь. Он как тот волк, прячущийся среди деревьев. Это объединяет его с диким зверем. Человек потерял ту ниточку, которая связывала его с Богом. Автор написал это стихотворение в начале 20 века, когда в стране происходили коренные изменения, нарастали народные волнения. Он видел, что люди утрачивают духовность, не замечают вокруг себя земной красоты, чувств, отдаляются от Бога.

Третья часть состоит всего из двух последних четверостиший. В словах слышится мудрость, накопленная веками. Христианский символ — звезда указывает потерявшемуся путнику правильную дорогу, по которой он должен идти. Если он будет жить с природой в единении, то наступит гармония и спокойствие, поэтому стихотворение заканчивается строками «замирает морозная полночь».

Поэтическая лексика стихотворения «Крещенская ночь»

В этом стихотворении сочетается бунинский слог и общеупотребительная лексика. Автор избегает в тексте слов религиозной тематики, архаизмов или неологизмов. Именно поэтому здесь наблюдается сдержанность чувств и переживаний. Лирический герой не выставляет эмоции напоказ, он одиноко переживает всё внутри себя. Обилие контекстных синонимов дано для того, чтобы передать сказочную красоту, которая возникает именно в крещенскую ночь. Так, снег автор называет «снежным лоном», «сугробом», «мехом». Иней — это кружево, алмазы, узоры.

Бунин в полной мере использует обороты и слова в переносном значении. Ярким образом-аллегорией считается звезда. Согласны христианским мифам три волхва по звездам узнали, что где-то родился Иисус. Они отправились в путь, а путеводная звезда указала, куда им идти. Образ этой звезды присутствует в «Крещенской ночи». Она указывает правильное направление заблудшим душам.

В стихотворении природа наделена душой. Она видит, слышит, чувствует. Олицетворение — главный прием, который использует автор от самого начала до конца стихотворения. Так, березы «задремали», как бы еще не до конца погружаясь в глубокий сон. Месяц становится самостоятельным объектом. Он поднимается высоко в небо и оттуда глядит на всё, что происходит в лесу, как бы контролируя процесс. Вьюга предстает в образе седой старой женщины, которая убаюкивает ночной лес, а он, тоже живой и неподвижный, засыпает под колыбельную. Огонек сторожки оживает, он притаился и ждет заблудившегося путника. Звезда у трона Господня играет бриллиантами. Она тоже живая. Почему-то представляется картина, когда у трона Всевышнего внизу играют ангелы.

Метафоры воздействуют на воображения читателя и позволяют увидеть волшебство, сказку зимнего леса. Это «блестки инея», «серебро кружевное», «льются следы», «ветви и тени узоры сплетают».

Богатые образные ассоциации рождаются, когда автор использует прием сравнения. Не исключение и стихотворение «Крещенская ночь». Так, березы покрываются инеем, переливаются, как алмазы. Эта красота бесценна, она схожа со стоимостью драгоценных камней. Сплетенные ветки — это кружево, которое умело сплела рукодельница зима. А огонек, как живой, притаился в лесу.

Эпитеты передают краски зимы, ее неповторимость. Так читатель видит «седые морозы», «серебро кружевное», «ярком свете», «лес… сквозной, неподвижный и белый», «стройные чащи», «бриллиантом лучистым и ярким», «хрустальное царство».


Стилистические фигуры в стихотворении «Крещенская ночь»

Спокойствие леса и тревога человека передаются не только смысловым значением, но и синтаксически. Автор использует противопоставление, синтаксический параллелизм и повторы:

«Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом»

«Тишина, — а, быть может, он близко…»

Инверсия задает ритм и позволяет распределить смысловую нагрузку. Неправильный порядок слов можно увидеть почти в каждом четверостишии. Например,

«В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают…»

И.А. Бунин использует в своем стихотворении несколько тире. Это нужно для того, чтобы интонационно выделить какие-то значимые слова. Так мы читаем:

«Тишина, — даже ветка не хрустнет»

И понимаем, что тишина стоит везде, она весомая, значимая, важная.

Умолчание автор намеренно не использует, так как здесь нет недосказанности, все понятно и просто. Нужно слушать природу, чувствовать ее, и тогда все обязательно будет хорошо.

Поэтическая фонетика стихотворения «Крещенская ночь»

Анафора — одна из любимых стилистических фигур И.А. Бунина. Несколько четверостиший начинаются с одного и того же слова. Так повторяется слово «тишина», предлог «в», глагол «спят», союз «и».

Ассонанс. Протяжные гласные «а, о, ю» как будто передают звуки колыбельной, которые исполняет вьюга. В первом четверостишии отчетливо слышится звук «з». Кажется, что слышен алмазный звон.

Образ лирического героя в стихотворении «Крещенская ночь»

Лирический герой в стихотворении ощущает одиночество и тревогу. Он оказался в полночь в ночном лесу, его заблудшая душа испытывает страдания. И вот впереди он видит огонек, который зовет вперед, а путеводная звезда указывает путь.

В «Крещенской ночи» переживания и чувства передаются авторским «я», которое не является тождественным самому автору. И.А. Бунин высказывает свое отношение в использовании рифмы, ритма, образно-выразительных слов, а лирический герой — это тот, кто в определенный момент времени видит картину леса и испытывает непередаваемые эмоции.

Литературное направление

Литературоведы считают, что творчество Бунина невозможно отнести к какому-то определенному направлению. У него происходит смешение реализма и романтизма, символизма и скрытого модернизма. В «стихотворении «Крещенская ночь» показан реализм, одинокая душа человека, который пытается найти спасение в природе. И романтизм, красивый пейзаж, куда хочется попасть и не покидать этого таинственного места.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бунина «Одиночество»
  • Анализ стихотворения Бунина «Собака»
  • Анализ стихотворения Бунина «Вечер»
  • Анализ стихотворения Бунина «Слово»