Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»

Стихотворение «Последний шмель» появилось из-под пера И. Бунина в 1916 году. На тот момент ему было 46 лет. В таком зрелом возрасте невольно появляются мысли о том, что жизнь постепенно начинает клониться к закату, а ее большая часть прожита. Писатели отображают подобные раздумья на бумаге, не исключение и анализируемое стихотворение. Следует также отметить, что произведение было создано накануне мятежных событий. Кажется, автор предсказал их и в таком смятенном состоянии написал строки «Последнего шмеля».



Автор и название стихотворения

Иван Алексеевич Бунин. «Последний шмель».

История создания стихотворения «Последний шмель»

Стихотворение «Последний шмель» написано Буниным 26 июля 1916 года. Опубликовано в октябре этого же года в журнале «Современник».

На тот момент Иван Алексеевич был уже известным поэтом, его мучило предчувствие чего-то неизбежного, страшного. Он находился в грустном, подавленном состоянии, много философствовал, уносился мыслями в свое родовое поместье и вспоминал о красоте природы. Поэт размышлял о смысле жизни, о том, что каждое существо имеет свой жизненный цикл, и для некоторых видов он составляет всего один сезон. Но для чего же живет человек, что предназначено ему и что ждет его впереди? А впереди была революция и гражданская война. Эти события стали для Бунина суровым испытанием, поэтому многие литературоведы рассматривают стихотворение с двух точек зрения. Одни говорят о том, что это предчувствие революции, а шмель и лирический герой — люди, попавшие в круговорот событий. Для других «Последний шмель» — размышление о жизни и смерти, о тоске и одиночестве.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Последний шмель»

«Последний шмель» — это элегия, грустное стихотворение, размышление о смерти. Грустное настроение еще не перешло в отчаянный крик, поэтому ему присуща монотонность и заунывность, которая наблюдается на протяжении всего произведения.

Сюжет этого небольшого стихотворения захватывает и заставляет задуматься над многими философскими вопросами. Перед нами предстает одинокий человек, который сидит в своем доме и тоскует. Неожиданно в солнечный день к нему в окно залетает «золотой» шмель. Это насекомое такое же грустное, как и сидящий человек. Об этом говорит его «заунывная» песня». Лирический герой начинает разговаривать с гостем. Он спрашивает его, зачем он залетел к нему и предлагает вернуться на лоно природы. Там герой советует шмелю отдохнуть в красной татарке (это колючий степной цветок). «Человеческие думы» неведомы шмелю, он не подозревает, что наступает осень, и его жизнь закончится. Кажется, что лирический герой завидует безмятежности этого «бархатного» насекомого, его неведению будущего.

В произведении поднимаются две главные темы. Первая — это тема жизни и смерти. Автор говорит о том, что всё в этом мире проходит. Так, короткая жизнь шмеля напоминает о том, что у человека жизнь тоже завершается так неожиданно и быстро, что он сам не замечает этого. Только разница в том, что насекомое не знает о своем скором уходе, а герой чувствует приближение осени жизни. В конце шмель умирает, и его золотое тельце сдувает в бурьян ветер. А что оставит после себя человек? Как нужно жить, чтобы остаться «золотым», не получить забвения? Эти вопросы задает себе автор.

Вторая тема — это единение человека и природы. Тоскующий герой находит того, с кем можно поговорить. Обычный шмель разделяет тоску и переживания мужчины, наталкивает на философские рассуждения, поэтому герой видит в нем друга, называет его на «ты», советует полететь и отдохнуть. Это две близкие души, которых многое роднит.

Стихотворение относится к философской лирике и заставляет читателя поразмышлять над своей жизнью. Оно вызывает грустное настроение, неизбежность скорого ухода.

Главная идея автора в том, что человек должен ценить жизнь, уметь наслаждаться каждым ее проявлением и оставить после себя «золотую» память. Радости в этом мире множество, нужно лишь видеть их и ценить.


Художественные средства в стихотворении «Последний шмель»

С помощью образно-выразительных средств автор создает образы и выражает главную мысль стихотворения. Так, образ шмеля читатель представляет себе через эпитеты и метафоры. Перед нами очень красивый образ: мохнатый, золотой. Чувства лирического героя передаются с помощью синтаксических средств — вопросов, неполных предложений, восклицательных знаков. Незваного гостя, который случайно залетел в окно, мы видим глазами лирического героя. Оба эти образа схожи между собой, так как ощущают одиночество, тоску, заунывность.

Еще один образ, который возникает в стихотворении, образ осени. Мы видим увядающую природу, бурьян, ветер, опустевшие поля. Автор как будто сожалеет о том, что все в этой жизни быстротечно, и скоро шмель тоже будет унесен в «бурьян». При этом осень представлена разной. Сначала автор говорит о ней, как золотой, яркой, жаркой, а потом увядающей, опустевшей, грустной.

Стихотворный размер «анапест» передает грустное настроение лирического героя, а четкий ритм и перекрестная рифма создает ощущение напевности, песни шмеля. Всего три катрена содержат глубокий философский смысл об уходящей жизни и грядущих переменах. Произведение напоминает неспешную беседу, лишенную каких-то эмоциональных всплесков.

Некоторые литературоведы говорят о том, что данное стихотворение передает политическую обстановку, которая складывалась в начале 20 века. Так, И.А. Бунин ощущал скорые перемены, приближение революции и предчувствовал, что он, как и его золотой шмель, просто будет унесен ветром далеко-далеко. Что и случилось, этот талантливый человек вынужден был эмигрировать и навсегда покинуть свои родные края.

Композиция стихотворения «Последний шмель»

Стихотворение «Последний шмель» условно можно разделить на три части. Это позволяет почувствовать печаль и сожаление об уходящих днях. Каждая строфа и есть отдельная смысловая часть. Так, из первой строфы мы узнаем историю шмеля и души человеческой. Автор грустит, и тут в окно залетает насекомое со своей унывной песней. Происходит соединение двух миров: человека и природы. Это говорит об их неразрывности, слиянии. Примечателен и неповторим образ шмеля: красивый, богатый, золотой.

Вторая строфа раскрывает тему смерти. Лирический герой видит скорый конец шмеля, понимает, что и его смерть неизбежна. У каждого живого существа есть свой определенный срок, и как хорошо, что никто не знает, когда завершится его жизненный цикл. Герой жалеет незваного гостя, советует насладиться последними минутами, полетать, отдохнуть на подушечке цветка. Образ осени здесь жаркий, знойный, как будто это время года хочет за короткий отрезок времени успеть насладиться всеми прелестями жизни.

Третья строфа проводит черту между природой и человеком. Герой завидует безмятежности и незнанию шмеля. А вот человеку свойственно страдать, размышлять, погружаться в тяжкие думы.

Мы видим, что первая и последняя строфа совпадают по своему настроению и мыслям. Эта кольцевая композиция передает цикличность природы и жизни человека.

Поэтическая лексика стихотворения «Последний шмель»

Несмотря на то, что стихотворение Бунина небольшое по размеру, в нем представлена богатая поэтическая лексика. Общеупотребительные слова органично смешиваются с разговорными или даже диалектными. Так человеческий дом автор называет «жильем», а колючие соцветия татарника ласково «татаркой», сорную траву — «бурьяном». Лирический герой такой же, как и большинство людей, он любит природу, знает ее и готов слиться с ней.

Необычно употребление устаревшего слова «оплечье», которое означает богато украшенный воротник у знатных людей. Такое одеяние имеет шмель.

Строчки насыщены эпитетами: «черный», «бархатный», «золотое», «заунывно гудящий», «угрюмый». Они помогают представить образы шмеля, покидающего нас жаркого лета, и пришедшего ему на смену угрюмого ветра, настроение которого созвучно с настроением лирического героя и насекомого.

Используется олицетворение. Лирический герой воспринимает шмеля как живое существо, разумного человека, поэтому он говорит ему «поспи», «ты тоскуешь».

Метафора передает степную прелесть и неповторимость шмеля и красной татарки: «на подушечке красной усни». Эта красная татарка может стать для насекомого последним пристанищем. А сон — это аллегория смерти. Автор хочет, чтобы шмель нашел покой в этом царском ложе, а не в бурьяне. Уместно употребление уменьшительно-ласкательного суффикса. Это говорит о чувствах героя. Он жалеет шмеля. В природе все красиво, гармонично, уникально. Каждый шмель, цветок, осень — это свой неповторимый образ. А вот в человеческой среде все обыденно, поэтому читатель не видит внешность человека. На первом плане его чувства и размышления.


Стилистические фигуры в стихотворении «Последний шмель»

Разнообразен в «Последнем шмеле» поэтический синтаксис. Начинается произведение с обращения. Человек задает вопрос шмелю. Это говорит о том, что он общается с ним на равных, спрашивая его о цели визита. Читатель замечает, что в строчках отсутствует умолчание, многоточие, как бы говоря о том, что здесь все понятно, нет недосказанности. Завершается стихотворение восклицательным знаком, как бы подводя итог жизни шмеля. Для этого героя все предельно ясно: его жизнь закончится осенью в сухом бурьяне. Вместе с тем это и сожаление о том, что вся красота уйдет, погибнет с первыми холодами.

Используя прием параллелизма, автор проводит параллель между человеком и шмелем. Они похожи своими жизнями, своим настроением и жизненным итогом. При этом прием противопоставления показывает разницу между богатой золотой осенью и ее опустевшими полями. Осень бывает разной: то красивой и золотой, то унылой и пустынной. В последнем четверостишии мы представляем ветер в образе дворника, который подметает все, что завершило свою жизнь. Под его угрюмую метлу попадает и сухой шмель.

Инверсия — часто используемый художественный прием, который использует Бунин. Он делает акцент на определенных словах, а также придает сказочную образность.

Все вопросы и восклицательные знаки являются риторическими, потому что шмель не сможет ответить лирическому герою, да это и не нужно человеку. Его мысли лишь размышления о жизни и смерти, о неизбежности что-то изменить.

Поэтическая фонетика стихотворения «Последний шмель»

Заунывная песня шмеля передается звукописью. Происходит необычное сочетание звонких согласных и шипящих — «ч, р, н, ш, х». А в словах «полетай, погуди» слышится гудение. Этот ассонанс — настоящая находка для поэта. Этот гул наводит на лирического героя еще большую грусть и философские рассуждения.

Для передачи свиста осеннего ветра автор использует свистящие и шипящие звуки. В вопросе звучат «ж, з», как будто мы слышим, как монотонно жужжит шмель.

Анафора применяется Буниным в последней строфе. Повторяя слово «что», он хотел сделать акцент на том, что все изменяется в этом мире.

Образ лирического героя в стихотворении «Последний шмель»

В основе сюжета образ лирического героя, его внутренние переживания: тоска, одиночество, сожаление об ушедшем времени, неясная тревога. Герой — это отражение авторского «я», так как знакомясь с биографией И.А. Бунина, мы знаем о его душевном состоянии на тот период. Второй образ — это шмель, о котором рассказывает лирический герой. Человек как будто ощущает все чувства, испытываемые насекомым, и делает вывод, что они родственные души.

Героя беспокоят мысли о смерти, он завидует своему гостю в том, что тот не знает приближения собственной смерти. Эти философские мысли тесно переплетаются с пейзажными зарисовками. Лирический герой тонко чувствует красоту природы, ее увядание, именно потому так ярко передает «свет и зной», «безмятежные жаркие дни», необычность «красной подушечки татарки».

Лирический герой монотонно и грустно рассказывает читателю о своих раздумьях и о том, что с ним случилось в конце лета. Рассказ не насыщен эмоциями, но его образы красивы и поэтичны.

Литературное направление

Иван Алексеевич Бунин не принадлежал ни к одному из направлений. Чаще всего он совмещал приемы классической литературы, дополняя ее реальными образами и включая модернистские тенденции. Так, в стихотворении «Последний шмель» классическими являются размышления героя о тоске, о смерти и переменах. Разговорные слова добавляют живости образам и делают произведение интересным и доступным. По сути это натурфилософская лирика, которая уходит истоками в поэзию Державина и Пушкина.

Усваивая все приемы русских поэтов и прозаиков, Иван Алексеевич Бунин оставался самим собой, со своей только ему присущей манерой поэтической речи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бунина «Чужая»
  • Анализ стихотворения Бунина «Октябрьский рассвет»
  • Анализ стихотворения Бунина «Голуби»
  • Анализ стихотворения Бунина «Песня»