Анализ стихотворения Сурикова «Весна»


Стихотворение И. Сурикова «Весна» было написано в 1874 г., спустя три года после выхода первого сборника поэта. В этот период Иван Захарович активно занимался литературной деятельностью, организовал литературно-музыкальный кружок. Основными мотивами его произведений остаются пейзажные и крестьянские.

Тема анализируемого произведения – наступление весны, красота весенней природы. Автор показывает, как весна пробуждает все вокруг, реализуя идею вечности природного цикла.

«Весна» – пейзажная зарисовка, поэтому главную роль в ней играют картины природы. За изменениями, принесенными зеленым временем года, наблюдает лирический герой. Характеристику этому образу дать трудно, ведь он практически не проявляет себя, но можно с уверенностью сказать, что его сердце наполнено весенней радостью и теплом. Система образов с каждой строфой дополняется все новыми «героями». Преобладают в ней образы природы: воздух, речка, тучка и под.

Сначала лирический герой замечает, как весна заботливо окутывает землю теплым воздухом, разливает вокруг свет. Солнце уже не прячется за угрюмыми тучами, а ласково смотрит с высоты. Весна щедро одаривает природу: «вот и верба нарядилась в белые сережки». Кажется, что больше всех весенней свободе рады дети. Оны высыпались из «душных хат» на забавы.


Весна пробудила и речку. Она зашумела, забурлила и смело сбросила с себя «зимы оковы». Весенняя песнь реки разливается по всей округе. Даже тучка теперь не хмурится. Она щедро делится дождиком с полем. Солнце и дождик будят почки на деревьях. Новому зеленому наряду радуется лес. Лирический герой с упоением вслушивается в птичьи трели, любуется пестрыми цветами.

В последнем катрене появляется образ весны. Ее И. Суриков представляет царицей в цветном плаще. Характеристика весны очень лаконичная, но детали внешности красавицы легко дорисовывает воображение.

Стихотворение И. Сурикова «Весна» состоит из десяти катренов с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – трех- и четырехстопный хорей. Каждое четверостишье посвящено какому-то элементу пейзажа или определенному изменению в природе. Некоторые строфы относительно завершенные по смыслу, другие же продолжают предыдущие. Условно стихотворение можно поделить на две смысловые части: весенний пейзаж и рассказ о детях. Первая часть больше по объему, обрамляет вторую.

Инструментом для создания пейзажной зарисовки являются средства выразительности. И. Суриков не создает сложные тропы, отдавая предпочтение простым ассоциациям. Главную роль играют метафоры, позволяющие представить природу, как живое существо: «воздух дышит», «верба нарядилась в белые сережки», «вот и лес оделся». Выразительности картинам природы придают эпитеты: «душная хата», «сбрасывает смело», «берега крутые». Сравнение в тексте всего одно: «глядят, как золотые, светлые листочки».

Важную роль для создания эмоционального фона, передачи весенней атмосферы играет интонация. Радость и восхищение передается восклицательными предложениями, а умиротворение – оборванной синтаксической конструкцией.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Сурикова «Зима»
  • Анализ стихотворения Сурикова «Детство»
  • Анализ стихотворения Сурикова «Что шумишь, качаясь...»
  • Анализ стихотворения Сурикова «Степь»