Антитеза как основной художественный прием сказки Гаршина «Attalea Princeps»


Литературное противопоставление – одно из самых распространённых приёмов в произведениях писателей-классиков. Проявляться антитеза может по-разному, всё зависит от авторского замысла. Противопоставляются как характеры героев, так и отдельные понятия, мелькающие в тексте. Например, добро и зло, верность и предательство, друг – враг и так далее. Антитеза способна не только усилить напряжение читателя во время процесса чтения, но и дать возможность поразмышлять глубже над описываемыми событиями в книге. Но что происходит, когда всё произведение основывается на антитезе, то есть противопоставление является основным художественным приёмом в тексте? Наглядно данную ситуацию можно рассмотреть в романтической сказке Всеволода Гаршина «Attalea Princeps». Обратимся к содержанию произведения.

Основное действие происходит в ботаническом саду некой северной страны, куда были завезены растения, помещённые в оранжерею. Находясь в тесноте и в холоде, они вспоминали и тосковали по своей былой жизни на солнечной южной Родине. Противопоставление Гаршина прослеживается уже в начале текста – прошлое растений противопоставлено их настоящему, где они несчастны. При этом нельзя однозначно сказать, что они тяготели к свободе, ведь жизнь извне была для них загадкой, а находясь за стёклами оранжереи, они попросту не могли представить себе объективную картину мира, оттого неизвестность пугала их. Всех ли пугала?


Главную героиню сказки – бразильскую пальму Атталею можно назвать самым красивым и самым несчастным растением среди всех. Она была самой высокой и воды ей нужно было много, чего не понимал тот же Кактус. Здесь заметно ещё несколько противопоставлений. Во-первых, это рост главной героини: она выше других не только внешне, но и духовно, потому что не участвует в бессмысленных спорах, как остальные растения. Во-вторых, её потребности не соответствуют потребностям того же Кактуса или Древовидного папоротника, давно смирившегося со своей участью. Атталея вовсе не боялась свободы, она даже продумала план побега, который признали бесполезным, ведь растения всё равно обстригают, а стекла оранжереи разбить тяжело, однако героине удалось сделать это самостоятельно. Каковы были последствия опрометчивого поступка?

Пожалуй, самой главной антитезой в сказке является противопоставление мечты и реальности. Атталея ошибочно полагала, что, проломив стеклянную крышу оранжереи, она уже станет свободной, но это не так. Когда наступили морозы, пальма начала желтеть и замерзать, а жизнь извне выглядела ещё более серой, чем в оранжерее. Поэтому о своём поступке она пожалела, хотя обратного пути не было. Директор, который когда-то гордился величиной Атталеи, видя в этом свои заслуги, цинично провозгласил: «Вырвать эту дрянь и выбросить…», что делает финал ещё более трагичным. Бразильская пальма сделалась ещё более несчастной и одинокой.

Таким образом, в данной сказке антитеза является главным художественным приёмом потому, что благодаря нему читателю становятся понятнее мотивы поступков и поведения героев, в частности самой Атталеи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Героическое и обыденное в сказке Гаршина «Attalea Princeps»
  • Почему сказка Гаршина названа «Attalea Princeps»?
  • Нравственные проблемы в сказке Гаршина «Attalea Princeps»
  • Отзыв о сказке Гаршина «Attalea Princeps»