Авторское отношение к героям пьесы Островского «Снегурочка»


Сюжет сказочной пьесы А.Н. Островского построен на противостоянии добра и зла, а точнее «тепла» и «холода». Однако речь идёт не только о природных явлениях, но и состоянии души героев, их нравственных принципов и характеров. Олицетворением добра в произведении является образ Весны-Красны – матери Снегурочки, которая понимает душевную боль дочери, а символом зла здесь является угрюмый и рассудительный Мороз. Он не хочет, чтобы главная героиня общалась с берендеями, потому что презирает этот народ и называет его породой «празднолюбцев». По его вине страдают невинные люди, ведь из-за Мороза зимы в стране стали долгими, а Ярило в обиде на народ из-за их постоянных ссор и недопониманий.

Поведение остальных действующих лиц пьесы также можно охарактеризовать с точки зрения добра и зла, «тепла» и «холода». Именно так драматург и выражает своё отношение к героям. Рассмотрим это на отдельных примерах.

Снегурочка. Главная героиня пьесы. Её образ соткан из противоречий, ведь сама она является порождением «тепла» и «холода», будучи дочерью Весны-Красны и Мороза. Соответственно, и авторское отношение к ней неоднозначное. С одной стороны, Островский жалеет девушку, потому что судьба у неё непростая: Снегурка росла в одиночестве, вдали от людей из-за строгого отца. А с другой, она сама играет людьми и становится причиной ссор между молодыми парами. Юноши влюбляются в неё, ведутся на красоту девушки, но она каждый раз разбивает им сердце. Недаром пастух говорит о том, что он «немало горьких слёз пролил», в то время как Снегурочка ничего не чувствовала к другу кроме ревности. Однако сама девушка осознаёт свой порок, признавшись матери: «Мучительную ревность / Узнала я, любви ещё не зная». Гибель же героини в конце пьесы намекает на то, что автор считает, что Снегурочке не место в Берендеевом царстве, где люди рождены, чтобы любить и строить семьи.


Пастух Лель. Один из поклонников Снегурочки, но любовь оказывается невзаимной, и он испытывает разочарование. Бросает цветок, подаренный девушкой, в знак мести за её подлый поступок. При этом искренне влюбляется в Купаву и хочет связать с ней свою судьбу. Такое имя пастуху автор выбрал неслучайно, оно символизирует радость, чистую светлую любовь и говорит о важности семейных ценностей. Для Островского герой является положительным персонажем, поэтому в конце он наделяет его счастьем в виде взаимной любви с Купавой.

Купава. Данный образ во многом схож с образом Леля. Оба героя переживают печальный опыт влюблённости, ведь Купаву бросил её жених Мизгирь, публично унизив перед берендеями, а Лель страдал от невзаимности. Пережив душевные испытания, герои становятся любящей парой, что является своеобразным эталоном для людей. Оттого автор делает Купаву счастливой к концу пьесы.

Мизгирь. Холодный и деспотичный молодой человек. Обманывает невесту Купаву, клевещет перед людьми на девушку. В Снегурочке его привлекает закрытость и нелюдимость, но эти качества присущие и ему самому. Любовь его основывается не на привязанности к человеку и преданности ему, а на чувстве собственничества и ревности, поэтому он начинает запугивать Снегурку. Островский относится к Мизгирю так же, как к главной героине, потому они гибнут вместе.

Таким образом, А.Н. Островский в своей пьесе относится к героям по-разному, исходя из их характеров и нравственных ориентиров в жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие проблемы, поднятые в пьесе Островского «Снегурочка», могут волновать и современного читателя?
  • Какие песни поют в стране берендеев? Как в них отражён их жизненный уклад? (по пьесе Островского «Снегурочка»)
  • Какую роль играют в пьесе Островского «Снегурочка» песни Леля?
  • Цитатный план пьесы Островского «Снегурочка»