Человек и природа в романе Лермонтова «Герой нашего времени»


Пейзажи выполняют разные функции в художественных произведениях. Они помогают представить место действия, отражают душевное состояние героев, готовят читателя к восприятию событий, способствуют раскрытию идейного содержания, сами являются персонажами. Попробуем проследить, как складываются отношения природы и человека в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Природа и человек являются двумя главными и неразрывными элементами сюжета. Опираясь на реалии своего времени, писатель проникает вглубь человеческой души и исследует взаимодействие человека с окружающей его природой.

Природа в романе играет роль не только декоративного элемента, она становится важным символом внутренней жизни героев. Пейзажи отражают их эмоциональное состояние, настроение, внутренний мир. Они не только создают атмосферу произведения, но и несут глубокий символический смысл.

Также природа выступает как противоположность человеку. Она изображается в произведении как свободная, несокрушимая и стойкая, в то время как человек, подверженный своим эмоциям и страстям, испытывает множество сложностей. Роман показывает, как природа воплощает достойные и благородные качества, которых недостает героям произведения.


Глава «Княжна Мери» открывается пятигорским пейзажем, который вызывает у Печорина «отрадное чувство». Любование красотами природы открывает новые грани в характере героя. Человек, восторгающийся цветущими черешнями, снеговыми вершинами, не потерян для общества, его душа жива, отзывчива. Так, может быть, все разговоры о скуке лишь маска притворства, за которой настоящий Печорин прячется от людей? Герой говорит о том, как чудесно и гармонично все в природе. «Зачем тут страсти, желания, сожаления?» - недоумевает он. Поразмышляв таким образом, герой резко собирается и идет к людям, где находит фальшь, игру, притворство, зависть. Рядом с людьми Печорин и сам становится хуже, он испытывает зависть, раздражение, неприязнь, становится неискренним и эгоистичным.

«Тамань» - самая лирическая глава романа, пейзаж здесь играет скорее психологическую функцию. Он служит для выражения ясности мысли, является продолжением мысли героя, заменяет авторскую характеристику душевного состояния Печорина.

Если провести аналогию между природой Кавказа и душами героев, то можно заметить, что они взаимодействуют друг с другом, как будто отражая их внутренние состояния. Горы с их крутизной и высотой символизируют непокорность и неприступность Печорина. А красота и мрачное одновременно величие аварских долин и озер, свидетельствуют о сложности его характера и его внутренней борьбе.

Таким образом, лермонтовская картина природы Кавказа в романе «Герой нашего времени» приобретает глубокий символический смысл. Рассказ о человеке и его окружении раскрывает сложные взаимосвязи между героями и природой, отражая их взаимодействие, борьбу и смысл жизни. Дух Кавказа становится важным фоном для истории о человеческих противоречиях и постоянном поиске смысла, что делает роман «Герой нашего времени» одним из великих литературных произведений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Любовный треугольник: Печорин – Бэла – Казбич
  • Любовный треугольник: Печорин – Вера – муж Веры
  • Любовный треугольник: Печорин – Ундина – Янко
  • Описание природы Кавказа в романе Лермонтова «Герой нашего времени»