«Чистый понедельник» Бунина как историческая новелла


Произведение И.А. Бунина «Чистый понедельник» в жанровом отношении можно рассматривать как историческую новеллу.

От новеллы здесь есть следующие черты: в произведении присутствует только одна сюжетная линия (любовные отношения между главной героиней и главным героем), наблюдается острый конфликт (внутренние противоречия главной героини, построенные на отказе от аристократической жизни в пользу религии).

Особенность, характерная для «Чистого понедельника и для жанра новеллы, заключается в том, что события изображаются без подробного описания чувств и эмоций героев. Все переживания персонажей показаны через их поступки, внутренний мир, в особенности мир главной героини, не затрагивается. И.А. Буниным используется краткий и невыразительный язык, который помогает передать достоверность происходящего.


Однако «Чистый понедельник» – это не просто новелла, а историческая новелла. Она охватывает определенный временной промежуток времени. И.А. Бунин изображает Россию 1910-х гг. Главная героиня жила рядом с храмом Христа Спасителя, главный герой же жил у Красных ворот. Персонажи посещают рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр», «Стрельна». Герои рассуждают о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева. Размышляет главный герой о соборе Василия Блаженного. В одиночестве Она посещает Рогожское кладбище, Зачатьевский монастырь и Чудов монастырь. Вместе с главным героем она посещает Новодевичий монастырь, где стоят у могил Эртеля, Чехова. Герои пытаются найти дом Грибоедова на Ордынке, посещают трактир Егорова, находящийся в Охотном ряду. Главная героиня упоминает Марфо-Мариинскую обитель. Герой идет по улицам после того, как узнал о расставании, и доходит до Иверской часовни, где встречает старушку. Спустя два года рассказчик едет в Кремль, посещает Архангельский собор, а потом оказывается в Марфо-Мариинской обители, где встречается со своей возлюбленной, которая оставила его два года назад.

Все эти названия, использованные автором произведения, существовали реально. Таким образом, И.А. Буниным изображается реальная Москва начала XX века. Причем писатель изображает и места светского общества (рестораны, театры и др.), и места религиозного характера (храмы, монастыри и др.). Это позволяет И.А. Бунину показать Москву во всем ее многообразии.

Изображая Россию 1910-х гг., И.А. Бунин обращает свое внимание и на Древнюю Русь с помощью образа главной героини. Она посещает храмы и монастыри. Главная героиня цитирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Она признается, что любит русскую историю и русские сказания, поэтому посещает курсы.

Таким образом, история несчастной любви между главными героями рисуется на фоне реальной Москвы начала ХХ века: писатель называет улицы, рестораны, монастыри и др. Помимо этого, с помощью образа главной героини И.А. Бунин описывает и допетровскую Русь. Все это позволяет называть «Чистый понедельник» исторической новеллой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Разум и чувство в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Поиски правды в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Экскурсия по Москве глазами главного героя рассказа Бунина «Чистый понедельник»
  • Экскурсия по Москве глазами главной героини рассказа Бунина «Чистый понедельник»