Фантазия и быль в рассказе Платонова «Никита»


В своем рассказе «Никита» Платонов знакомит читателя с пятилетним мальчуганом, которому из-за одиночества и тоски приходится придумывать себе друзей. Однако, вымышленные персонажи, рождаясь у Никиты в голове, несут в себе больше негатива, нежели позитива. Отчего же так происходило? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поближе узнать о семье, в которой рос мальчик и почему, он был вынужден в малолетнем возрасте оставаться один дома.

Мама Никиты с раннего утра и до позднего вечера работала, в то время как отец мальчика, уже много лет был на фронте. Больше у семьи никого не было. Мальчик оставался на весь день без присмотра, да еще и с заданием. Несмотря на его юный возраст, мама считала его очень взрослым и самостоятельным. Она просила его собрать яйца и следить за хозяйством.

И все бы ничего, только вот от нечего делать, Никита начинает фантазировать. Он представляет, что старая баня – это голова очень сердитой старушки, в заброшенном колодце обитают «водяные», а в пустой бочке постоянно спит очень ленивый человек.


Все эти негативные «жители» очень пугали мальчика. Ему постоянно казалось, что вот-вот проснется «соня», вылезет из своей бочки, да и устроит погоню за мальчиком. В такие моменты мальчика охватывал панический ужас. Он поднимал голову к небу и просил помощи у дедушки, который, к сожалению давно умер. Однако, в представлении мальчика, тот, всего лишь переместился жить на солнце и всегда оберегал внука. Когда небо затягивало тучами, дедушка сердился, когда вновь выглядывало солнце – улыбался.

Мама никогда не обращала внимания на то, что сын испытывает страх. Женщина, конечно же, понимала, что Никита еще ребенок, но она старалась воспитать его настоящим мужчиной. Она давала ему шанс самому разобраться со своими «недоброжелателями» и побороть в себе все страхи.

После возвращения отца, эмоциональное состояние мальчика заметно улучшилось. Он перестал бояться, а его выдуманные персонажи стали добрыми и улыбчивыми. Так выровненный ржавый гвоздик, показался мальчику очень добродушным.

В самом раннем возрасте мальчик столкнулся с взрослыми проблемами. Он учился реагировать на страх или одиночество, учился ждать и надеяться на лучшее. Его доброе сердце и терпеливый характер, помогли преодолеть тяжелые времена. В будущем фантазии превратятся в мечты, а затем и в реальность, а его родители с гордостью будут говорить о своем сыне.

А пока, его вернувшийся с войны отец, станет для мальчика образцом для подражания. Никита навсегда усвоит, что одиночество никого не делает счастливым. Именно в этом состоянии человек наиболее уязвим перед страхом и смятением. Но эти разрушительные мысли никогда не должны затмить чувства справедливости, любви и доброты.

В этом и есть вся «быль» произведения «Никита». С помощью внутреннего мира мальчика, автор, поднял такие «взрослые» проблемы. Так же Платонов напомнил читателю, что все плохое в жизни, рано или поздно заканчивается, нужно лишь набраться терпения и подождать.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Платонова «Никита»
  • Образ Никиты в рассказе Платонова «Никита»
  • Почему Платонов назвал рассказ «Никита»?
  • Чему учит рассказ Платонова «Никита»?