История создания стихотворения Пушкина «Пророк»


С 1824 г. А.С. Пушкин пребывал в ссылке в родовом имении Михайловское. Несмотря на вынужденное уединение, поэт был в курсе общественных событий. Он знал о декабристском движении, поддерживал идеи тайного общества. Многие друзья поэта были декабристами. В 1825 г. восстание декабристов потерпело поражение, а его участников сослали на каторгу. Эта новость докатилась до Пушкина. Он очень тяжело переживал за товарищей. Под впечатлением от этих событий летом 1826 года Александр Сергеевич написал стихотворение «Пророк», осенью он привез его с собой в Москву.

Сам поэт в это время тоже пребывал под «наблюдением» царя. Есть сведения о том, что по окончании ссылки Александр Сергеевич встречался с глазу на глаз» с Николаем I. Тем не менее, после разговора с царем он не отказался от своих идей и все также поддерживал друзей-декабристов.

Пушкинский «Пророк» увидел мир спустя два года после написания (1828 г.) в третье номере «Московского вестника». Исследователи предполагают, что первоначально произведение входило в цикл из четырех частей под общим заглавием «Пророк». Эту гипотезу подтверждал М. Погодин, который считал, что опубликовано было только первое стихотворение цикла.


А.С. Пушкин, пребывая в ссылке, не забрасывал поэтическое творчество. До момента написания произведения он сформировался как поэт и мог глубоко размышлять над проблемами роли поэта в обществе и происхождения поэтического искусства. Учитывая эти факты, можем согласиться с А. Мицкевичем, который считал «Пророка» автобиографическим произведением. Эту же версию поддерживал М. О. Гершензон. Исследователь обращал внимание на то, что стихотворение написано от первого лица. Это, по его мнению, тоже указывает на автобиографическую основу.

Известно, что в Михайловском Пушкин увлекся церковной литературой. Брат присылал ему Закон Божий, и поэт читал его часами напролет. В Библии внимание Александра Сергеевича привлекло множество образов, которые позже нашли место в его творчестве. Один из библейских сюжетов стал основой для произведения «Пророк». Легенду о пророке Исайе А. Пушкин интерпретировал в контексте темы «поэт и общество». Первоначальный сюжет автор практически не изменил, но под образом порока «скрыл» поэта. Ссылаясь на библейские сюжет и образы, автор хотел показать, что поэтическое искусство неподвластно политике.

В письмах, адресованных Плетневу, Александр Сергеевич написал смелое «признание»: ««Я – пророк, ей-богу, пророк!». Этот факт снова-таки отсылает нас к автобиографической версии произведения. Современники поэта восприняли «Пророка» неоднозначно. Многие считали, что Пушкин имел «наглость» поставить себя выше других служителей слова. Это мнение подогревалось и тем, что «Пророк» – не единственное произведение, толкующее поэта как такого, что возвышается над другими людьми, ведет их за собой. Например, идейно близким ему являются стихотворения «Поэт» и «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания стихотворения Пушкина «Анчар»
  • История создания стихотворения Пушкина «Пущину»
  • История создания стихотворения Пушкина «Узник»
  • История создания стихотворения Пушкина «Элегия»