Женские образы в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»


Русский автор Александр Солженицын жил в непростые времена тоталитарного режима. К творчеству свободомыслящих людей относились тогда очень настороженно. Но это не останавливало настоящего писателя, и он разоблачал в своих произведениях характерные черты нечеловеческого режима.

«Матренин двор» - всесторонне интересное произведение Александра Солженицына, цепляющее за душу своим драматизмом и правдивостью. Это история о женщине-праведнице, непонятой своим окружением.

Для воплощения своей идеи автор выбирает не мужской, а женский образ. Хотя мужской персонаж тоже играет важную роль – он выступает рассказчиком. Через его мысли и воспоминания читатели узнают трагическую историю «последней» праведницы.

Женские образы очень важны в рассказе «Матрёнин двор». Главная героиня – Матрёна, простая деревенская женщина лет шестидесяти, проживающая одна в своей захудалой избе, и ведущая скромный образ жизни.

На первый взгляд Матрёна может показаться неопрятной и ленивой хозяйкой, у которой бегают по дому мыши и тараканы. Но уже следующая деталь говорить о ее умении сострадать – она приютила бедную колченогую кошку.


Как-то в избе Матрёны поселяется бывший заключенный Игнатич – и ее жизнь обретает некий смысл. Теперь она встает раньше и готовит ему еду. И хотя она не может себе позволить многого, для других она старается всегда. Эта черта характера – готовность всегда помочь – часто осмеивалась ее односельчанами. Хотя жители деревни всегда пользовались ее добротой. Например, звали поработать на своем огороде. И женщина не отказывалась, всегда помогала и радовалась за чужой урожай.

В юности к Матрёне сватался Фаддей, но волею судьбы они не сошлись. Она вышла замуж за его брата Ефима. Фаддей был зол на обоих и может быть из мести женится на девушке с таким же именем – Матрёна.

Образ второй Матрёны очень отличается от первой. Это была широколицая грубоватая женщина. Рассказчик говорит о ней пренебрежительно. Матрёна часто заходила к ним в дом и жаловалась на мужа. Фаддей избивал ее и детей. Рассказчик не понимал, зачем его Матрёна терпит эту слезливую бабёнку, которая ничего не меняла в своей жизни, а только лишь давила на жалость.

Чтобы больше подчеркнуть необычную чистоту души своей главной героини Матрёны, автор противопоставляет ей серую лицемерную толпу женщин. Это и ее сестры, и соседки, и просто жительницы деревни. Все они пользовались добротой Матрёны. Но в тайне ее осуждали за неопрятность двора, за «глупое» бескорыстие и простодушие. Когда Матрёна смогла наконец получить пенсию, другие женщины стали ей завидовать и ненавидеть пуще прежнего. Но женщина не замечала или просто прощала им такое отношение.

Матрёна потеряла всех своих детей и потому взяла на воспитание дочку Фаддея, Киру. Но и она скоро бросила ее. Так женщина осталась совсем одна. Поэтому в какой-то мере она рада была постояльцу Игнатичу.

Александр Солженицын в рассказе «Матрёнин двор» создал глубокий женский образ, воплощающий лучшие черты русской женщины.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
  • Образ Фаддея в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
  • Образ Игнатича (рассказчика) в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
  • Образ России в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»