Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко? (по рассказу «Старуха Изергиль»)


М. Горький начал свой путь в литературу с романтических рассказов, использовав в них произведения фольклора. Для мировосприятия начинающего писателя было характерно стремление к подвигам, восхищение героями. Устное народное творчество близко ему яркостью, искренностью образов, нравственной наполненностью.

Одной из легенд, составляющих рассказ «Старуха Изергиль», является история Данко. Главный интерес для писателя составлял человек во всех своих проявлениях. Увлечение теорией Ницше о сверхчеловеке отразилось на творчестве Горького, он мечтает о цельной, гармоничной личности. В этом его мировоззрение совпадает с идейным содержанием фольклорных произведений, народные образы всегда отражают запросы времени. В жизни Горький видит нищету, преступления опустившихся людей, что очень далеко от представлений о сверхчеловеке.

Идейное наполнение легенды о Данко близко христианской мифологии: спасение погрязшего в пороках человечества лежит в основе подвига Христа, к обетованной земле сорок лет ведет своих соплеменников Моисей. Их поступки объясняются великой любовью к людям, таков и главный герой легенды, рассказанной старухой Изергиль.


Данко был красив, поэтому смел, он никогда не унывал, любил жизнь, стремился к лучшему. Герой предпочитал бороться до последнего, не опускать рук перед лицом беды. Когда его племя оттеснили к болотам более сильные люди, его соплеменники, измученные болезнями, тяжкими думами, собирались уже идти поклониться врагу и принести ему в дар волю свою. Данко с этим не мог согласиться, он вызвался спасти всех, и это ему удалось.

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький продолжает тему свободы, вольнолюбия. Герой не пожелал жить под властью врагов, загнавших его племя в болота, он остался верен заветам предков, их памяти. Данко понимал, что племя не может выступить в открытом бою, слишком неравные силы, но он нашел другой путь к спасению - пройти через лес, найти лучшие земли и выжить. Он понимал, что думами не изменить ситуацию, нужно действовать. Данко нашел в себе мужество взять на себя ответственность за людей своего племени, в этом проявились его сила, мужество, отвага, качества, которые двигают человечество вперед, не позволяют погибнуть.

Трудности пути не сломили героя, он не отступился от поставленной цели. Когда люди стали обвинять Данко в том, что он не облегчил их жизнь, а сделал только хуже, тот вырвал из груди свое сердце, которое, словно факел, осветило путь. Герой вывел людей из чащи, а они даже не заметили, как он умер. Более того, нашелся один осторожный человек, который наступил на сердце и погасил его: «Как бы чего не вышло». Гордость и мужество Данко сочетаются с любовью к людям, что делает его по-настоящему свободным. Он хотел счастья для всех и погиб во имя народа, для него не имеет значения человеческая неблагодарность, он выше этого.

Своим рассказом Горький утверждает, что в жизни всегда есть место подвигу. Человек должен делать добрые дела, не ожидая за них благодарности. Жизнь во имя людей не лишает человека свободы, как думают многие, напротив, она освобождает его от собственных зависимостей, ненужных привязок. Благородство, отвага, самопожертвование – это те качества, которые воспевает легенда, они делают человека красивым и свободным. Сердце Данко горело, чтобы уничтожить тьму не только в лесу, но и в душах людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему легендой о Данко заканчивается рассказ Горького «Старуха Изергиль»?
  • Какая разница между долгом и подвигом? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Данко нашего времени. Кто он? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)