Каким представляется Петербург в повести Гоголя «Шинель»?


В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» одно из важных мест отведено образу Петербурга, города в котором и произошла эта история. Стоит заметить, что уже вначале произведения, автор описывает город как врага всех мелких чиновников. Жестокие морозы становятся связующей нитью, которая проходит через все повествование, ведь именно они заставили купить новую шинель и по их причине главный герой заболевает.

Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий чиновник, занимающий должность титулярного советника. Он лишь маленькая песчинка огромного и угрюмого города. Несмотря на то, что в Петербурге довольно много жителей, автор описывает его пустынным. Город выглядит тускло и однообразно, в описании присутствуют лишь оттенки серого черного и желтого, что дает представление мрачности и унылости окружения. Петербург, описанный в этой повести, представляется неким молчаливым убийцей, который стирает личности, смазывает границы.

В попытках починить старую шинель, Акакий направляется к Петровичу. Здесь можно увидеть контраст современного города – парадные подъезды и черные, уходящие вниз лестницы, красивые внешние фасады домов и черные подворотни. Лестница, по которой поднимется Башмачкин вся в воде и помоях, стоит неприятный «спиртуозный» запах. Это описание словно показывает сущность низших слоев населения, их попытки выжить в огромном городе.

Когда же новая шинель готова, то для главного героя открывается совсем другой Петербург – яркий и светлый. Обновка словно дает ему шанс увидеть другую жизнь, прячущуюся за старыми неосвещенными улицами, где живет Акакий. Гордый собой он отправляется на ужин к одному из своих коллег. Пустынные улицы постепенно сменяются ярко освещенными красивыми домами. Повсюду оживленно – красиво одетые дамы, мужчины в шубах с бобровыми воротниками. Акакий замечает красивые витрины магазинов и даже засматривается на одну из продаваемых там картин. Башмачкин словно переходит из одного привычного ему мрачного мира в другой – светлый и живой. Но вот, по пути домой он лишается своего преимущества – у него крадут шинель. Тогда Акакия снова поглощает жестокий и грязный город, в котором таким людям нет места.


В попытках вернуться, он ищет помощи и защиты у высокопоставленного чиновника, но и тут город словно бы выбрасывает его из общества, давая понять, что он лишь маленький винтик огромного механизма, пропажа которого ничего не изменит.

Главный герой – это безликий образ угнетенного человека, неспособного бороться за свою жизнь и безропотно принимающего все удары судьбы. Теперь уж путь Акакия ведет его в никуда, к смерти. Он пропал никем не замеченный и никому ненужный. Огромный город со своей жестокой системой подавил его и уничтожил.

Примечательно, что после смерти Башмачкина на улицах Петербурга начинают происходить фантастические вещи. Люди видят призрак Акакия, который словно мстит за себя посмертно, не давая городу забыть о нем.

В заключении стоит сказать, что Петербург в повести представлен исключительно мрачным и холодным городом, в котором каждому приходиться бороться за существование.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Есть люди, по жизни никем не замеченные…» (по повести Гоголя «Шинель»)
  • «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя» - Достоевский
  • Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни? (по повести Гоголя «Шинель»)
  • Чему учит повесть Гоголя «Шинель»?