Какую роль в поэме Гоголя «Мертвые души» играет цвет? (на примере маниловской усадьбы)


Николай Васильевич Гоголь - первый писатель, умело использующий цвет с целью привнесения художественной изобразительности. Цветовую характеристику он применяет как для создания образа персонажа, так и для описания обычного предмета.

Гоголь изменил традиционные представления о цвете. До него литература пользовалась истертыми цветовыми эпитетами. Писатель увидел такие, казалось бы, необыкновенные цвета, как желтый и лиловый.

Чем же можно объяснить такое внимание Гоголя к цвету? Возможно, в какой-то степени тем, что он не реализовал свой талант художника. Для этого автора процесс создания литературного произведения и художественного полотна равнозначны. В его мыслях легко прослеживаются категории живописи. Гоголь, создавая текст, будто примерял его картине - подойдет или нет?

Палитра цветов в поэме «Мертвые души» богата и разнообразна. Кроме этого, можно отметить цветовую тенденцию: уход от ярких кричащих красок к спокойным, уравновешенным. Первый том - многообразие цвета, пестрота, второй же - неопределенные тона.

Исследователи творчества Гоголя отмечают преобладание в нем таких цветов, как красный, белый и черный. Редки такие оттенки, как фиолетовый, оранжевый и розовый. В первой части анализируемой нами поэмы первое место занимает белый цвет. Красного же практически нет. Его место занимает серый.


По ходу повествования идет эволюция света: уже нет чистых красок, их заменяют неопределенные цвета или же и вовсе его отсутствие. Так, к примеру, кабинет Манилова выкрашен краской, сочетающей в себе два цвета - голубой и серенький. Лес и вовсе темнеет скучно-синеватым цветом. А день приезда Чичикова был совершенно не понятным: ни ясным, но и в то же время ни мрачным. Нередки случаи, когда цвет совмещает в себе разнообразные оттенки: косынка радужных цветов.

Второй том имеет существенные отличия в цветовой гамме. Теперь на первом месте зеленый цвет, появляются и такие, как коричневый, желтый, голубой. Важным фактом становится то, что цвет теперь является фоном и мало участвует в создании характеристики персонажа или же в описании предмета.

Во втором томе мало зрительных образов. От страниц веет ровным серовато-жемчужным цветом. Да, и это неудивительно - блеснуть здесь нечем.

Интересно появление золотого цвета, которого совсем не было в первом томе поэмы. Гоголь поднимает тему православия и рисует золото крестов на церквях. Впервые в произведении звучит тема Бога и возможного духовного возрождения главного героя, Чичикова.

Завершая сочинение, мы еще раз отмечаем, что цвет становится неотъемлемой частью созданных писателем образов. Чичиков никогда не стал бы интересным героем, если бы не был одет во фрак брусничного цвета с искрой. Главный герой не был ничем примечателен: не дурен и не хорош собой, не худ и не толст, не молод, но и не стар. Изюминку же его образу придает именно цвет того самого фрака.

Плюшкина характеризую темные тона, Ноздрева - контраст черного и белого, Манилова - зеленый и голубой, Собакевича - коричневый. Каждый персонаж подсвечен своим оттенком, имеющим важное значение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души»
  • История создания поэмы Гоголя «Мертвые души»
  • Какие события повлияли на решение Гоголя сжечь II том «Мертвых душ»?
  • Тема «мёртвой» и «живой» души в поэме Гоголя «Мертвые души»