Какую роль в романе Пушкина «Капитанская дочка» играют рассказы о детстве Петра Гринева?


В романе «Капитанская дочка» рассказы о детстве главного героя, Петра Гринева, играют важную роль. Они позволяют читателям лучше понять характер и судьбу Петра, а также помогают раскрыть проблематику произведения.

Петр Гринев – сын майора в отставке и потомственной дворянки. Юноша идет по стопам отца и становится офицером. На протяжении повести он преодолевает много препятствий и выходит победителем благодаря близким людям и своим высоким моральным качествам.

Главный герой является рассказчиком и непосредственным участником событий в произведении. В начале повести он вспоминает о своём детстве, и эти рассказы помогают раскрыть авторский замысел.

Благодаря рассказам о детстве мы узнаем о воспитании и образовании главного героя: «… С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Первым учителем Петра становится Савельич, крепостной крестьянин. Интересно то, человек, лишенный прав, обучал дворянина, а значит он был достаточно образован для этого. Автор показывает нам проблему социального неравенства. Савельич – раб, но чем он хуже дворян? Он грамотный, мудрый человек с простыми, но правильными моральными принципами. Автор подводит читателей к мысли о несправедливости социальной иерархии, об антигуманности крепостного права.

Савельич учил Петра грамоте, житейской мудрости и воспитывал в нем положительные моральные качества. Но для дворянина этого было мало, поэтому отец Гринева нанимает учителя, который должен был преподавать разные науки и иностранные языки: «… батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы… по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом…» Как видим, новый «высококвалифицированный» учитель безответственно относился к своим обязанностям, в результате чего Петр не получил хорошего образования.


Стоит заметить, что в то время некачественное образование было обычным делом. Это касалось не только простых людей, но и высшего общества. На примере главного героя автор показывает проблему образования и намекает на необходимость реформ в сфере образования.

Несмотря на то, что месье Бопре не исполнял свои обязанности так, как следует, он все же научил Петра французскому языку и обучил мастерству фехтования. Второй навык пригодится главному герою в будущем, когда Алексей Швабрин вызовет его на дуэль.

После того как старший Гринев выгнал французского учителя, младший Гринев жил в свое удовольствие: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками...» Но когда Петру исполнилось 16 лет, отец принимает решение отправить его на службу в Белогорскую крепость, чтобы юноша научился военному делу и понял на деле, что такое честь и долг: «... Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась...»

Итак, рассказы о детстве Петра Гринева играют важную роль в романе «Капитанская дочка», помогая нам лучше понять главного героя, его мироощущение и поступки, на протяжении всей истории.

Кроме того, эти рассказы помогают выявить ряд проблем, присутствующих в романе, таких как: честь и долг, образование и воспитание личности, социальное неравенство.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Пушкин повествование о событиях крестьянской войны доверяет Петру Гринёву? (по роману «Капитанская дочка»)
  • Какие особенности характера Пугачёва проявились в момент его первой встречи с Гринёвым? (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Какой символический смысл заключён в словах ямщика: «...или волк, или человек»? (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Герои романа Пушкина «Капитанская дочка»