Комическое и трагическое в пьесе Чехова «Вишневый сад»
Читая пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад» мы постоянно наталкиваемся на действия персонажей, которые пытаются противостоять друг другу.
В произведении можно найти схожих героев, которые имеют одну линию убеждении. Например, Раневская считает себя «выше любви». А Петя Трифомов частенько проговаривает выражение о том, что «мы выше любви».
Старый человек Фирс убежден, что все уже непоправимо ушло в прошлое.
Один из героев – Епиходов – составляет цепочку неудач. А в противовес ему Яша является заядлым наглецом.
Каждый из героев данного произведения играет свою роль, имеет свои особенности, своеобразные черты характера. Но, в ходе развития событий, все эти черты данных персонажей пересекаются и постоянно сталкиваются.
Раневская схожа с Аней. Постоянные недоумения Шарлоты пересекаются с глупой растерянностью Лопахина. А Петя напоминаем нам недотепу Епиходова. И все эти пересечения путей образуют некий комизм, который и присущ данному произведению.
С одной стороны мы наблюдаем за комическими персонажами. А с другой стороны становимся свидетелями печальных событий, которые являются основой пьесы.
Вот и контраст комического и трагического в работе Чехова «Вишневый сад».
И что самое интересное, никто из героев пьесы не считает себя смешным и глупым. Но, это свойственно всем людям. Наравне с этим, они также не понимают, что вокруг них происходят трагические события. Гибнет сад – и этого никто не может остановить. А все из-за непонимания героев.
Вчитываясь в реплики персонажей, мы видим, насколько они глупы и наполнены отдаленностью от нормального, человеческого разговора. В каждой реплике прослеживается глупое противостояние, которое так часто становится комическим приемом произведения. И что самое интересное, такие нелепые комические стычки продолжаются постоянно. Мы понимаем, что они переходят в целые столкновения, вызванные не только глупостью героев, а сопротивлением целых поколений, социальных кругов.
Говоря о трагическом и комическом в пьесе, нужно обратить особое внимание и на главных героев, вокруг которых разворачиваются действа. И Гаев и Раневская «себя не помнят». Они живут в своем мире. Будучи бедными и несчастными, они изображают богачей, раскидываются деньгами.
А роль лакея Яши, Шарлотты. Они показывают яркие образы несерьезности.
Есть в пьесе персонажи, которые любят жить в долг. Это своеобразный Симеонов–Пищик, который постоянно бегает по владениям и просит немного денег взаймы. Этот момент можно отнести не только к комическому, но и к сатирическому. Только вот за ним и кроется тот трагизм, о котором хочет сказать нам автор.
Но, главным сатирическим оборотом событий является для читателя беда Гаева и Раневской. Даже, потеряв свой любимый сад, эти обстоятельства, в конечном итоге, кажутся не слишком серьезным. Именно в этот момент мы видим особую комедийность сюжета, который с самого начала походил на трагедию. Вот сущность человека – так легко распрощаться с тем, что было так дорого. Но, если обобщить образ вишневого сада, то его можно сравнить с родиной. Вот так человек может придать идеалы и потерять всякую любовь и привязанность. Именно в этом я и вижу трагизм произведения А.П. Чехова «Вишневый сад».