Композиция сказки Ершова «Конёк-горбунок»


Пётр Ершов при жизни был тем писателем, который интересовался бытом простого русского народа и уважал его традиции, что и послужило основой известной сказки «Конёк-горбунок». Впервые поэма вышла в печать в 1834 году, когда П. П. Ершов, будучи студентом историко-филологического факультета, даже и не подозревал о том, что создал по истине культовую книгу на все времена. Уже в те годы сказка была оценена литературоведами по достоинству, а А.С. Пушкин увидел в начинающем писателе настоящий творческий потенциал.

Сам автор «Конька-горбунка» не скрывал, что помимо народных сказаний, почвой для вдохновения послужили другие волшебные сказки, наподобие «Сивки-бурки», «Василисы Прекрасной» и «Жар-птицы». Однако категорично назвать лироэпическое произведение П.П. Ершова плагиатом будет в корне неверно. «Конёк-горбунок» написан в стихотворной форме и имеет свои композиционные и идейные особенности, о чём поговорим подробнее.

Сразу стоит оговориться: несмотря на то, что за основу сюжета автор брал фольклорные сказания, у него сложилась своя точка зрения относительно социального положения крестьян того времени, иронически высказывался о царях и церкви тех лет, за что произведение подверглось цензуре. Лишь к 1856 году лироэпический текст опубликовали полностью, без купюр.

Композиционно сказочную поэму Петра Ершова разделяют на три части, написанные двусложным стихотворным размером - хореем. Произведение писателя начинается, как типичная русская народная сказка, с зачина: «За горами, за лесами, / За широкими морями...». Здесь же происходит первое знакомство с героями и местом действия. В селе жил старик-крестьянин с тремя сыновьями, самый младший из них - Иван-дурак.


Основное действие первой части начинается с появление кобылицы, подарившей главному герою жеребят, один из которых стал крестьянину верным другом. Наличие в тексте помощника в виде животного - это и есть одна из главных характерных особенностей волшебных сказок. Именно конёк-горбунок сыграл значимую роль в судьбе главного героя, что раскрывается в последующих частях. Впоследствии Иван отправляется на службу в царскую конюшню, где его ждут первые испытания: государь просит достать жар-птицу, когда узнаёт о том, что её перья волшебные. Образ жар-птицы в русской мифологии связан с испытаниями для главного героя, философия здесь такова: достать её перо возможно только доброму человеку с широкой душой.

Сюжетная линия сказки динамична и разнообразна: события сменяются одно за другим, что подогревает интерес читателя. Уже во второй части Ивана и его верного помощника ждут новые испытания: после того, как молодой крестьянин выполнил указ царя, тот ему даёт следующее задание: похитить молодую Царь-девицу и доставить её во дворец. Однако особое поручение главный герой получает и от девушки: ему было необходимо достать со дна океана перстень.

Здесь Ершов отображает следующий фольклорный мотив: главный герой помогает попутчику, а тот, в свою очередь, спасает персонажа. Так получилось и у Ивана-дурака: встретив кита, он помогает тому избавиться от многолетних страданий, а кит, в свою очередь, просит рыб достать утерянное кольцо для Царевны.

В третьей части Царь-девица и Иван-дурак женятся. Семейное благополучие главный герой получает в качестве поощрения за пройденные испытания. Так автор доказывает, почему важно оставаться человеком и проявлять отзывчивость к ближнему в любой жизненной ситуации.

Таким образом, в сказке «Конёк-горбунок» автор использовал линейный тип композиции: события протекают плавно друг за другом, выстраивая логическую цепочку, при этом сюжет остаётся динамичным и увлекательным.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Ершова «Конёк-горбунок»
  • Главная мысль сказки Ершова «Конёк-горбунок»
  • Борьба добра и зла в сказке Ершова «Конёк-горбунок»
  • Какие чудеса происходили с Иваном? (по сказке Ершова «Конёк-горбунок»)