Конфликт поэмы Блока «Двенадцать»


Поэма А. Блока «Двенадцать» не зря считается вершиной его творчества. Поэт, который начинал с пейзажной и интимной лирики, сумел объективно отобразить революционные события в оригинальной художественной форме. На «литературных струнах» он блестяще воспроизвел «музыку разрушения» и выразил тоску по «новому веку». Автор оказался между жерновами «старого» и «нового» времени, что и стало основой конфликта произведения.

Антитеза, контраст, художественная деталь – основные инструменты для показа основного конфликта в поэме Александра Блока «Двенадцать». Автор в нескольких словах говорит о пережитках «старого»: поп, пузо которого раньше сияло крестом, барынька в карауле. Об этом всем А. Блок говорит с сарказмом, постепенно накаляя конфликт.

Пережитки недавней жизни автор не столько противопоставляет, сколько смешивает с «новым миром», то есть отображает все так, как было в реальной жизни. Новый мир для автора – революция. Он не говорит о том, что ее обстановка лучше старой. Наоборот, разбои, драки, разврат, а вместе с ними тревога, страх, неопределенность – вот все прелести решающей ступени к новому времени. Становится понятно, почему не каждый был готов стать на путь переворотов. Но поэт и не собирается идеализировать такую обстановку, он понимает, что это необходимый этап для того, чтобы изменить уклад общества, власти, мировоззрения людей. А. Блок понимает, что «старое» не способно принести народу счастья, поэтому менять его нужно любою ценой.


В конце поэмы А. Блока «Двенадцать» конфликт не исчерпывается полностью, но автор намекает на то, что он принесет позитивные изменения, изображая образ Иисуса Христа в венке из роз. Конфликт «старого» и «нового» поражает масштабностью: он распространяется не только на российский народ, но и на весь мир. Для доказательства этого факта достаточно одной единой фразы, заявленной в начале произведения: «Ветер, ветер – На всем божьем свете».

Нельзя забывать о том, что поэма А. Блока поликонфликтная. Кроме внешнего политико-общественного конфликта, можно выделить внутренние конфликты персонажей произведения. Внутренний мир их разрывается между «долгом» народу и личной жизнью. Они понимают, что в духе революции они делают все верно: грабят, убивают, наказывают предателей. Но как же быть с элементарной моралью, гуманизмом? Обратим, например, внимание на красногвардейца, убившего Катьку. Да, он очистил общество от «скверной» особы, но ведь на руках, а главное в душе остался след от крови.

Кажется, что каждый человек, вышедший из старого общества, сдает экзамен на нового человека. Но всем ли удастся выдержать испытание? Об этом А. Блок умалчивает, ведь и сам он пока только наблюдает и, так же как и все, проходит испытание.

Интересно, что частичную развязку конфликта автор подает в христианском духе. Таким образом, он намекает, что новый человек не должен забывать о заповедях Божьих. Но совсем по-другому вышло, когда ко власти пришли большевики.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ ветра в поэме Блока «Двенадцать»
  • Образ 12 красногвардейцев в поэме Блока «Двенадцать»
  • Образ Катьки в поэме Блока «Двенадцать»
  • История создания поэмы Блока «Двенадцать»