Квартира Лисовичей – символ мрака и холода (по роману Булгакова «Белая гвардия»)


Образ дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» – один из ключевых образов-символов. В центре произведения дом инженера Лисовича. Это двухэтажное здание. На первом этаже дома расположилась семья инженера, на втором – Турбины. Их жилища интересно анализировать как в сравнении, так и по отдельности. Я бы хотел посвятить сочинение квартире инженера.

Не случайно автор подает первое детальное описание квартиры Василисы на «фоне ночи». Ночь как традиционный символ в культуре разных народов имеет несколько значений. В этом контексте ее следует толковать как символ разрушения, мрака, несчастливого существования. Это символическое звучание усиливается описанием полной тишины, которую нарушает только мышь, грызущая корку сыра. Жилище сырое и прохладное, что создает еще более гнетущее впечатление.

Квартиру Лисовичей как символ мрака и холода можно рассматривать с разных сторон. Следует обращать внимание не только на поверхностные описания интерьера, но и на психологию жильцов. Инженер живет с женой. Супруги очень скупые. Можно предположить, что деньги они любят больше, чем друг друга, а это создает между ними «холод». У них нет настоящих друзей. А ведь без дружеских посиделок атмосфера кажется.


Спальня традиционно считается одним из самых уютных уголков жилья. Но о спальне Лисовичей этого сказать нельзя: «Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры». Таким образом, даже эта комната воспринимается как символ мрака.

Примечательно, что супруга спит без мужа. Где же инженер? Он в это время пытается надежно спрятать деньги от супруги. Эта деталь – еще одно подтверждение того, что отношения между Лисовичами холодные.

Единственный «светлый» уголок квартиры – кабинет инженера. Он «тесно заставленный, занавешенный, набитый книгами и, вследствие этого, чрезвычайно уютный». Посреди кабинета стоячая лампа в форме египетской царевны. Ее автор описывает достаточно детально, обращая особое внимание на зеленый зонтик с цветами. Лампа не вписывается в общий интерьер. Зеленый цвет многозначный с точки зрения символики. В негативном ключе его рассматривают как символ смерти, болезней, разложения. Видимо, в этом описании его следует воспринимать намек на душевное разложение. Сам Василиса сидит в кожаном кресле. Дорогой материал – богатства. В то же время, он совершенно не ассоциируется с домашним уютом.

Квартиру Лисовича М.А. Булгаков представляет как нечто таинственное, а потом сам же объясняет: «Тайна и двойственность зыбкого времени выражалась прежде всего в том, что был человек в кресле вовсе не Василий Иванович Лисович, а Василиса».

Указанные символические значения приобретают еще более отчетливое звучание, когда читаешь описание светлой и уютной квартиры Турбинных, расположенной на втором этаже.

Таким образом, квартира инженера Василия Ивановича Лисовича из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» – действительно символ мрака и холода, но рассматривать это значение нужно как в прямо, так и в переносном смысле.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ эпилога романа Булгакова «Белая гвардия»
  • Революция и гражданская война в романе Булгакова «Белая гвардия»
  • Отъезд Тальберга (анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия»)
  • Рассказ Мышлаевского о событиях под Красным Трактиром (анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия»)