Лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души»
Прекрасное произведение «Мертвые души» было названо поэмой в прозе. Н.В. Гоголь пытается раскрыть в нем эпические образы России, простого народа, русской земли. А лирические отступления созданы для того, чтобы автор мог высказать свое личное мнение и отношение к персонажам поэмы, к событиям, о которых идет речь в главах.
Автор размышляет над вечными понятиями молодости и старости, над моральными поступками человека. Наибольшую роль в лирических отступлениях занимает тема России и тема простого народа.
Н.В. Гоголь описывает народ, как положительное явление в поэме, как образ, который прославляет Россию, делает ее прекрасной страной. Именно благодаря таким лирическим отступлениям читатель узнает про гражданскую позицию автора и про его патриотические намерения.
Гоголь необычайно любил русский народ, с его душевной простотой, с его трудолюбием и смелостью и выражал свои мысли через реплики Чичикова.
В седьмой главе мы знакомимся с образами русских мужиков, которые были подробно описаны, со всеми чертами внешности и характера. Это богатырь Степан Пробка. Он был плотником, обошел всю Россию вдоль и поперек. Максим Телятников представлен нам сапожником, который учился своим умениям у немцев. После провального плана продавать некачественные сапоги, он впал в пьянку и во всем обвинил именно немцев. Любовь к разгульной и свободной жизни мы видим в персонаже Абакума Фырова. Много выходцев из простого народа любили погулять после плодотворного рабочего дня.
Во многих лирических отступлениях читатель узнает о глубокой трагедии простого народа, который был закрепощен и порабощен помещиками и чиновниками.
Особую любовь к родине, свои патриотические настрои автор выразил в образе птицы-тройки, которая стремительно летит вперед и олицетворяет сильную и могучую Россию.
Таким образом, можно заметить, что лирические отступления играют необычайно важную роль в поэме «Мертвые души». В них выплескиваются все эмоции и соображения автора на жизненно важные для него темы.