Образ Бобки в рассказе Носова «Заплатка»


При жизни советский писатель Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) сделал немалый вклад в развитие детской классической литературы. На протяжении всей жизни литературовед увлекался детьми и их психологией. Оттого в его книгах часто поднимались вопросы о взрослении и становлении человека как личности. Многим он знаком именно как автор всеми известной трилогии «Приключения Незнайки и его друзей». Образ самого Незнайки стал нарицательным. Однако в этой работе речь пойдёт о другом не менее интересном произведении Н. Носова - «Заплатка».

Данный рассказ был создан автором в 1941 году. По дате написания текста можно понять, что автор так или иначе затронет темы мужества и патриотизма, только в «Заплатке» они раскрываются косвенно, через поступки главного героя - Бобки.

У мальчика было беззаботное детство, он играл с ребятами во дворе и не собирался взрослеть. В начале произведения Бобка хвастается перед сверстниками своими «защитными» штанами и представлял себя настоящим солдатом. Тогда он ещё не понимал, каким должен быть настоящий солдат и что такое «мужество». Бобка гордился своими штанами, потому что ни у кого таких не было и все ему завидовали.


Гордыня главного героя привела к негативным последствиям для него самого: любимая вещь порвалась из-за неаккуратности, а авторитет среди ребят был утерян. Ввиду своего отчаяния мальчик жалуется матери на ситуацию, но и от неё не получает поддержки. Женщина злилась на сына за то, что он небережлив к вещам, поэтому ответила ему: «Сумел порвать, сумей и зашить».

Обиженный Бобка выбежал во двор и получил насмешки со стороны ребят, которые утверждали, что настоящий солдат не может ходить в дырявых штанах, а тем более, просить помощи у матери. Именно чувство стыда и боязнь получить очередные насмешки сподвигли главного героя на то, чтобы он попытался пришить заплатку к штанам сам. Разумеется, мальчик не сразу добился желаемого результата. Здесь утверждается мысль автора о том, что к любому делу человеку важно подходить ответственно, проявлять некоторое упорство, чтобы справиться с проблемой. Только Бобка понимает это лишь к концу рассказа.

Главному герою удается пришить заплатку. Н. Носов акцентирует внимание юного читателя на одной важной детали: следы чернил на заплатке указывали на то, что мальчик, наконец-то, взялся за дело самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. Его поступок оценили и ребята во дворе, отчего Бобка понял, что настоящий солдат должен уметь справляться с любой сложностью.

Образ главного героя представлен автором неоднозначно, потому что Бобка в начале и в конце произведения ведёт себя по-разному. Если до произошедшей с ним истории он казался несамостоятельным ребенком, который всегда рассчитывает на чью-либо помощь, то к концу рассказа многие его взгляды на жизнь меняются. Например, он становится более бережливым к вещам, осознает, что хвастовство - удел безнравственного человека. Более того, меняются и представления Бобки о мужестве, он понимает, что дело не только в солдатских штанах, а в самом поведении человека, его готовности защищать Родину.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои рассказа Носова «Заплатка»
  • Чему учит рассказ Носова «Заплатка»?
  • Какова главная мысль рассказа Носова «Заплатка»?
  • Пересказ рассказа Носова «Заплатка» от лица Бобки