Образ Феклуши в пьесе Островского «Гроза»
Феклуша в пьесе Островского «Гроза» не относится к главным или центральным образам, однако выполняет значимую функцию. Героиня еще больше оттеняет проблему, поднятую в произведении.
Формально персонаж Феклуши относится к фольклорному образу странника. Мотивы странничества давно вошли в русскую литературу и играли важную роль. Это есть в творчестве Пушкина, Достоевского, Горького и других знаменитых классиков. Они рассматривали странников с точки зрения фольклорной традиции. Странники олицетворяли собой народную мудрость, ведь люди, которые путешествовали по свету, приобретали большой опыт.
Феклуша ведет себя подобно страннице, однако в ее «праведных» словах нет настоящей мудрости или искренности. У Островского давний фольклорный образ предстал в новом свете.
Имя героини подобрано не случайно, оно хорошо отображает ее сущность. Она уже в солидном возрасте, как и Кабанова, но инфантильна, словно ребенок, что подчеркивается детской формой имени - Феклуша.
Внешность героини не описана, но можно ее представить. Подобно странникам, она могла носить лохмотья или быть одетой просто, чтобы казаться благочестивой.
Речь героини чрезмерно слащава и преисполнена «благочестием». Она часто употребляет такие слова, как «сударь», «милая», «ваша светлость». Этим героиня старается задобрить своего собеседника, показать свое расположение.
Феклуша поддерживает купечество, восхваляя его добродетели. Она говорит, что образ их жизни «праведный». Но ее слова не были искренними. Просто так она старалась стать полезной «добродетелям». Пресмыкаясь перед Кабанихой, Феклуша укрепляла ее власть, поддерживала миф о «праведном» способе жизни.
При помощи образа Феклуши читатели должны лучше понять, насколько глубоко в сознании этого общества укоренились ложные принципы.
Феклуша отрицает все новое, считая любой другой уклад жизни неправильным. В разговоре с дворовой девушкой героиня рассуждает о том, что только их закон праведный, а в других странах творится невесть что – землей правят султаны и суд чинят неправедный. Вот только все ее аргументы сводятся к утверждению праведно и не праведно. Так писатель показывает узость ее мышления.
Феклуша говорит о том, чего не понимает, выказывая свою необразованность. Однако она хочет казаться мудрой странницей. На деле же такие, как она, просто не могут осознать важность прогресса.
Образ Феклуши показывает, почему в городке продолжает процветать деспотия купечества. Потому что еще существуют «феклуши», которые восхваляют их способ жизни, под маской благочестия внушают людям, что такие, как Кабаниха – праведные люди со многими добродетелями.
Феклуша не играет решающей роли в сюжете пьесы, но еще больше оттеняет «темное царство». Она пресмыкается перед Кабанихой, укрепляя ее власть. Таким образом тирания и самодурство в городке процветают.