Образ Ингвара Ингваревича в «Повести о разорении Рязани Батыем»


«Повесть о разорении Рязани Батыем» — летопись, повествующая о том, что происходило в 1237 году. В ней передано важное историческое событие — нападение хана Батыя на рязанскую землю. Автор стремился передать героизм русских князей, их стремление к объединению и сохранению мира.

Почти все князья погибают. В живых остается Ингварь Ингваревич, который в трагический момент оказался в Чернигове. Ему не удалось поучаствовать в битве, проявить мужество и отвагу. На его долю выпало другое — искать и хоронить погибших, оплакивать их, очищать город, восстанавливать церкви и монастыри, собирать людей. Эта миссия не менее сложна, потому что во время нападения на Рязань были убиты все жители города: младенцы, старики, женщины. Безбожное племя не щадило никого. И видеть последствия разорения было очень тяжело.

Впервые князь Ингварь упоминается в речи воинов Евпатия Коловрата. Вельможа, который находился рядом с князем после известия о нападении на Рязань, собирает дружину и идет на битву с Батыем. Попавшие в плен русские раненые сказали, что посланы они Ингварем Ингваревичем «воздать честь» хану.

Когда князь Ингварь прибыл в Рязань, стал громко плакать и причитать. Для того чтобы передать всю силу горя молодого правителя, автор использует художественное средство — гиперболу. Например, «воскричал, как труба, как орган…».


Жанр плача в древнерусской литературе — распространенное явление. Именно этим способом люди выражали свое горе, вспоминали родных и близких, молились, обращались к небесным силам. Через плач раскрывается характер Ингваря, его душевная боль. Герой не совершает героических поступков, но становится не менее любимым народом. Ему сопереживают, сочувствуют. Разве можно представить его в тот момент, когда нашел он убитой мать свою, а потом братьев в землю вмерзших. А как сдержать слезы при виде мертвых Евпраксии с сыном и растерзанного племянника Фёдора.

Его плач перемежается причитаниями. Он называет своих родных «солнцем», «месяцем», «звездами восточными». В его речах горькое сожаление, душевная боль о того, что пришлось им испить чашу смерти.

Ингварь, также как Юрий, свято чтит христианскую веру. Он призывает из соседних деревень святых отцов, и они отпевают усопших, читают литургии. Молодой князь очистил город и освятил его, чтобы никакая нечисть не смогла больше проникнуть сюда. Он считает, что все эти беды случились из-за больших человеческих грехов.

Князь обращается к господу, просит дать ему сил и помочь в делах праведных. Он призывает Христову мать, страстотерпцев Глеба и Бориса. Федора он кладет перед иконой Николы и хоронит вместе с семьей. Потом возводит над их могилой каменные кресты. Все свои действия мужчина сопровождает молитвами и плачем.

Через некоторое время именно Ингварь Ингваревич возглавляет Рязань. Он проделал большую работу. Заново отстроил город, собрал новых жителей. Этими делами он заслужил уважение людей. Именно поэтому его помнят и чтят не за подвиги военные, а за силу душевную.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Батыя в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Евпатия Коловрата в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Юрия Ингваревича в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ Федора Юрьевича в «Повести о разорении Рязани Батыем»