Образ маленького костерка у реки в рассказе Чехова «Студент»


Чеховский рассказ «Студент» – довольно небольшое по объему произведение, поэтому в нем особое место занимают детали и символичные образы. Символичным является образ маленького костерка.

Когда Иван Великопольский шел после тяги домой, мучась от холода, он увидел, что на принадлежащим вдовам огородах светился огонь. В повествовании отмечается, что огонь – единственное, что выделялось в той местности, так как все вокруг «утопало в холодной вечерней мгле».

Иван Великопольский останавливается у Василисы и Лукерьи, чтобы погреться у костра. Возможно, если бы ни горящий у вдов костер, то главный герой продолжил свой путь. Тогда он бы не рассказал историю об отречении Петра, тогда не было бы и духовного озарения. Получается, что костер является важным элементом для сюжета чеховского рассказа.

Образ костерка является объединяющим элементом между прошлым и настоящим. Иван Великопольский греет руки у костра, разведенного Василисой и Лукерьей, и сравнивает себя с Петром, который перед отречением от Иисуса грел руки у костра. Образ костра объединяет Ивана Великопольского, который осознавал свой грех, и Петра, который трижды отрекся от Иисуса. Костер объединяет людей разных эпох, что говорит о тесной связи прошлого и настоящего. Эта мысль подчеркивается в финале рассказа. Костер – это элемент, объединяющий современную Ивану Великопольскому обстановку и евангельские реалии.


Костер напоминает Ивану Великопольскому евангельский образ Петра, который грел руки, пока допрашивали Иисуса. Думая о собственной греховности, студент духовной академии неслучайно вспоминает тройное отречение Петра.

Образ костра важен также по той причине, что Иван Великопольский, стоя у костра, начал размышлять о поступке Петра, отрекшегося от Иисуса. То, что Иван Великопольский начинает задумываться о бессознательности совершения Петром греха, стоя у костра, говорит о том, что главный герой уже встал на путь духовного озарения. Сравнивая себя, стоящего у костра, со стоящим у костра Петром, Иван Великопольский рассказывает двум вдовам историю, словно исповедуется перед ними.

Получается, что костер является символом раздумий Ивана Великопольского. Однако в повествовании показано, что размышляет, смотря на огонь, не только главный герой, но и Василиса. Когда студент подходит к вдовам, Василиса стоит около костра и «в раздумье глядит на огонь». Автор показывает, что костер заставляет людей о чем-то задуматься, обратиться к внутренним переживаниям.

Образ костра помогает продемонстрировать внутренние изменения, произошедшие с Иваном Великопольским. Если сначала он вдалеке видит огонь, который не дает студенту никакого утешения, то когда Иван Великопольский видит, что источником света является костер, напоминающий ему историю о Петре, то он встает на путь духовного озарения. Костер помогает озарить душу Ивана Великопольского, встреча с костром меняет мировоззрение студента. Если сначала огонь связан с мрачным настроением Ивана Великопольского, с его унынием и разочарованием в жизни, то костер, который студент видит вблизи, с помощью которого он греет руки и с помощью которого он размышляет о Петре, символизирует духовное преображение главного героя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана Великопольского в рассказе Чехова «Студент»
  • Образ Василисы в рассказе Чехова «Студент»
  • Образ Лукерьи в рассказе Чехова «Студент»
  • «Главное в жизни...» (по рассказу Чехова «Студент»)