Образ косцов в рассказе Бунина «Косцы»


Косцы – сборный образ из одноименного рассказа И. Бунина, символ русского духа и старины. Тружеников Иван Алексеевич изображает на фоне березовой рощи, как бы намекая на тесную связь этих людей с Родиной. Писатель рассказывает не только о труде, но и об отдыхе косцов. За этими людьми читатель наблюдает со стороны вместе с рассказчиком.

Автор знакомит нас с героями, когда те работают и поют. Далее оказывается, что они из рязанского края. Рассказчика впечатляет их вдохновение и напевы. Он чувствует, что крестьяне обладают силой не только физической, но и духовной. Ради заработка им пришлось покинуть родные места: «проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы».

Пришедшие косцы отличаются от местных. Видимо, это связано с тем, что революция меньше задела их края, чем местность рассказчика. Рязанцы «стариннее и добротнее», чем радуют сердце рассказчика и самого И. Бунина. Автор достаточно подробно описывает их одежду, акцентируя внимание на ее опрятности. Кажется, что эти люди пришли не работать, а на праздник. Их наряд – доказательство уважительного отношения к труду и к себе самим. «Старина» осталась также в обычаях и языке косцов.


Важную роль в характеристике тружеников занимает описание их характера и настроения. Автор впечатлен их беззаботностью и крепкой дружбой. Он считает, что причина такого внутреннего состояния героев – временная свобода от «семейных и хозяйственных уз». И. Бунин уверен: косцы подсознательно замечают красоту труда, они наслаждаются, когда дело спорится в руках.

Рассказчику также посчастливилось наблюдать за полдником сенокосов. Едя верхом, он застал, как те пили родниковую воду. В этот момент работяги напоминали зверей. После обеда они крестились и лишь после этого брались вновь за косы. Эта деталь указывает на то, что рязанцы были глубоко верующими людьми, никакие перевороты не смогли сломить их веру. Религиозность – одна из главных черт русского народа, поэтому И. Бунин просто не мог не упомянуть о ней.

Вместе с рассказчиком читатель также наблюдает за ужином героев. Они дружно едят из чугуна кушанье, приготовленное на костре. Косцы радостно принимают рассказчика к себе, приглашают к «столу». Это говорит об их гостеприимности. Гость замечает: труженики едят мухоморы, даже не думая, что это ядовитые грибы. Рязанцы сравнивают грибы с курятиной и только посмеиваются над испуганным мужчиной.

Рабочий день крестьяне завершают песней. И если до этого момента косцы описывались как единое целое, то наблюдая за их пением, гость-рассказчик, замечает: настроение у каждого косца разное. Как и днем, песня отзывается в березовом лесу. В этой песне какая-то «дивная прелесть». Рассказчик пытается разгадать секрет ее очарования. Он считает, что ее прелесть в «откликах» леса. Но главное – эта песня способна объединять людей, ведь напоминает им о кровном родстве и единстве, не дает забыть, что все мы – дети Родины. Народная песня дарит умиротворение и спокойствие душе. По мнению, И. Бунина – это душа Отчизны. Косцы – пример людей, которые оберегают эту душу от жерновов истории.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Родины в рассказе Бунина «Косцы»
  • Изображение природы и крестьянского труда в рассказе Бунина «Косцы»
  • Анализ рассказа Бунина «Косцы»
  • История создания рассказа Бунина «Косцы»