Образ Лабути Оглоблина в поэме Есенина «Анна Снегина»


Лабутя – один из героев поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина». Лабутя является братом Прони Оглоблина. Образу Лабути уделяется не такое большое внимание; характеристики даны краткие по объему, но емкие в смысловом аспекте.

В повествовании дается характеристика: Лабутя «что твой пятый туз». Это метафора обозначает лишний туз в шулерской колоде. Получается, что Лабутя – настоящий шулер, который хорошо умеет обманывать окружающих.

Также в повествовании говорится о том, что Лабутя – «хвальбишка и дьявольский трус». В отличие от своего брата Прони, который идет на защиту криушан, Лабутя является настоящим трусом.

Фраза «Таких вы, конечно, видали» указывает на то, что образ Лабути собирательный. Таких в предреволюционном, революционном и послереволюционном времени было много. В повествовании говорится о том, что таких людей «рок болтовней наградил». Это означает, что Лабутя и ему подобные привыкли говорить, а не делать. В повествовании отмечается, что подобные Лабуте «живут, не мозоля рук».

Лабутя хвалился тем, что у него были «две белых медали», которые он получил за участие в японской войне. Однако читатель, зная о том, что Лабутя – трус, который любит говорить, а не делать, понимает, что Лабутя, вероятнее всего, получил эти медали незаслуженно. Характеристика Лабути «живут, не мозоля рук» говорит о том, что он пожинает лавры с чужих заслуг: пока другие воевали и боролись с врагом, Лабутя кичился своим участием в войне, говоря о своей отваге, нисколько ее не продемонстрировав.


В повествовании дана и такая характеристика: «Такие всегда на примете». Именно поэтому, когда устанавливается новая власть, Лабутя оказывается в Совете. Чтобы занять господствующее положение, Лабуте приходится убрать свои медали, свойственные уже старой России, в сундук, однако поведение Лабути нисколько не меняется: «с тою же важной осанкой // Как некий седой ветеран» говорит: «Да, братец! // Мы горе видали, // Но нас не запугивал страх…».

В поэме говорится о том, что именно Лабутя «поехал первый описывать снегинский дом». Он стал одним из тех, кто «весь хутор забрал в волость с хозяйками и со скотом».

Если образ Прона рассматривается неоднозначно, так как он имеет как отрицательные, так и положительные стороны, то образ Лабути рисуется темными красками. С.А. Есенин на примере двух братьев сблизил и противопоставил разные стороны характера русского мужика.

Когда приходит отряд Деникина, Прону не удается спастись, и он погибает, что вызывает у читателя жалость к народу. Лабуте же удалость спастись, но каким образом: «в солому залез и вылез», как только отряд Деникина ушел. Это говорит о том, что во время битвы красных и белых Лабутя просто спрятался, поэтому ему и удалось сохранить жизнь. Сразу же выйдя из засады после того, как отряд Деникина уехал, Лабутя стал хвалиться тем, что принимал участие в этой битве. В повествовании отмечается, что Лабутя «голосил»: «Мне нужно бы красный орден // За храбрость мою носить».

С помощью образа Лабути продемонстрирован трагичный характер революции, при которой к власти пришли такие Лабути: лгуны, хвастуны и приспособленцы, которые привыкли только говорить, а не делать, которые найдут выгоду из любой ситуации.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Прона Оглоблина в поэме Есенина «Анна Снегина»
  • Образ мельника в поэме Есенина «Анна Снегина»
  • Образ русской природы в поэме Есенина «Анна Снегина»
  • Отзыв о поэме Есенина «Анна Снегина»