Образ Марьи в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»


Марья – второстепенная героиня романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Это родная сестра Харитины Полушкиной. В отличие от сестры, героиня жила богато, ведь удачно вышла замуж за Фёдора Бурьянова. Вместе с мужем женщина переехала жить к Чёрному озеру, которое было недалеко от новенького поселка.

В посёлке у Бурьяновых остался дом. Фёдор Ипатыч отдал его Полушкиным, но забрал всё, что можно было увезти. Марья этому не мешала. Она не сказала ни слова в защиту или поддержку сестры. Всё дело в том, что женщина была такая же жадная, как и её супруг.

О скупости Марьи свидетельствует ещё один эпизод. Егор должен был компенсировать убытки Якову Прокопычу, но денег у Полушкиных не было. Харитина попросила сестру одолжить, но та отказала, да ещё и высмеяла зятя за то, что он дёшево продал кабанчика. Сработал закон бумеранга. Марья пришла просить Егора за мужа, когда того «трясли» за нечестные дела. Но Егор отказался помочь.

С Марьей мы знакомимся в первой главе романа. Сразу же в глаза бросается её двуличность. Женщина не прочь была обсудить родную сестру, но не в глаза: «Это при ней — Тина и губки гузкой. А без нее — Харя и рот до ушей». Марья часто при жителях посёлка говорила, что Харитине не повело с мужем. Хотя сама Бурьянова и «сманила» Тину в посёлок, заставив продать родительский дом.

Женщина была скупа на любовь и жалость к родным. Когда умерла их с Харитиной мать, Марья приехала на похороны без мужа, а потом быстро «сменила черный плат на пуховую шаль».

Марья насмешки ради часто приглашала Харитину в клуб посмотреть кино. А ведь героиня знала, что сестра в клуб не ходила: не хотела «в одном платьишке каждый день на людях маячить». У Марьици же было пять шерстяных платьев, два суконных и три джерсовых костюма. Было ей «в чем культуру поглядеть» и себя показать. А хвастать Марья очень любила.


Бурьянова была хорошей хозяйкой. А по-другому никак, ведь Фёдор Ипатыч любил принимать гостей и не каких-нибудь, а с должностями и званиями. Конечно же, Марье часто приходилось накрывать богатый стол.

Ещё героиня считала себя «прогрессивной», была уверена, что шагает в ногу с временем. Харитине она как-то заявила: «Отстали вы тут от культурной жизни в своем навозе… Модерна настоящего нету». Модерном и культурой женщина считала электричество, универмаг и кино.

Марья прислушивалась к мужу, но и ему могла подсказать, одергнуть от спора. Так было, например, во время разговора Фёдора Ипатыча с Яковом Прокопычем. Назревал спор, но Марья одернула супруга: «Не спорь. Не встревай. Наше дело — сторона-сторонушка». Женщина знала, что спорить с некоторыми людьми не выгодно.

Героиня никогда не перечила Фёдору Ипатычу, когда тот проворачивал выгодное дело, даже если от этого страдали другие.

Был у Марьи и Фёдора сын Вовка. Характером весь в мать и отца. Женщина никогда не наказывала сына за плохие поступки.

Таким образом, Марья из романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» – это пример двуличного человека. На её примере автор показал, что насмешки над другими, плохие поступки возвращаются бумерангом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Нонны Юрьевны в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
  • Образ Юрия Чувалова в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
  • Образ природы в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
  • Авторская позиция в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»