Образ Марины Мнищшек в трагедии Пушкина «Борис Годунов»


Многие персонажи пьесы Александра Пушкина «Борис Годунов» имеют реальных прототипов. Центральная героиня произведения Марина Мнишек – литературное воплощение дочери польского военачальника. В истории эта женщина запомнилась как супруга ненастоящего царевича Дмитрия, царица московская, которая правила в течение всего одной недели. После она становится женой второго Лжедмитрия. У них рождается сын Иван. Однако когда на трон всходит Михаил Романов, их сына в возрасте четырех лет казнят, таким образом убирая будущего претендента на трон. Какая точно судьба у Марины неизвестно, но возможно, что она тоже была убита по политическим причинам.

Комментируя образ Марины, Александр Пушкин отмечал, что главной страстью в ее жизни было дикое честолюбие. Узнав что такое царская власть, она уже не может отказаться от мысли о ней. Мечта стать настоящей владычицей приводит ее к аморальным поступкам. Женщина не брезгует любовными связями с проходимцами ради даже крошечной надежды получить власть.

Несмотря на неидеальный моральный облик, образ Марины Мнишек нравился автору. Он считал ее своеобразной художественной удачей для своего произведения. Пушкин писал: «Моя Марина – славная баба». Мнишек задействована в эпизодах трагедии «Замок в Самборе» и «Ночь. Сад. Фонтан».


История юноши, который назвал себя спасенным царевичем Дмитрием, заинтересовала Марину. Он собирал войско для того, чтобы отобрать якобы законный трон у Бориса Годунова. Слухи о том, что этот человек самозванец, всего лишь бежавший московский монах, не волнуют женщину. Главное - это то, что самозванец может стать царем. И поэтому, приблизившись к нему, Марина воплотит свои мечты на трон.

Марина Мнишек идет на встречу с самозваным царевичем. Ею движет все то же честолюбие. Женщине безразличны как чувства юноши, так и политические интриги Польши.

Интересно то, что реальная личность Марина Мнишек отвергает связь с королем Польши Владиславом, когда тот занимает Москву. При более удачных для нее обстоятельствах Мнишек могла бы стать такой же значительной персоной в истории, как Екатерина II.

Пушкин создает свой образ Марины, более гиперболизированный. Она – воплощение честолюбия. Кроме того Марина очень сильная и смекалистая. В диалоге с самозванцем Мнишек не уступает своему оппоненту. Их разговор напоминает сцену-агон, когда каждый пытается победить в словесном состязании. И победительницей становится Марина. Возможно потому что она не испытывает настоящие чувства к самозванцу, она остается холодной и практичной. А вот Лжедмитрий по-настоящему влюбляется в Марину.

Чего же хочет от самозванца «славная» героиня? Она ловко подталкивает его действовать решительно и наконец-то отвоевать трон у царя Бориса Годунова. Юноша наоборот ради своей любовной срасти уже готов отказаться от своей идеи, от власти и славы. Но Марина Мнишек напоминает ему о его «долге». Чувства самозванца настоящие, а вот призыв Марины к исполнению долга полон лжи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина «Борис Годунов»
  • Образ князя Шуйского в трагедии Пушкина «Борис Годунов»
  • Образ Пимена в трагедии Пушкина «Борис Годунов»
  • Образ Гришки Отрепьева в трагедии Пушкина «Борис Годунов»