Образ Насти в рассказе Паустовского «Телеграмма»


Рассказ Паустовского «Телеграмма» - это тяжелое глубокое повествование о том, как иногда люди не умеют ценить самое важное в жизни – своих родных. Финал рассказа – это напоминание всем, что надо заботиться о близких людях, а не ронять пустые слезы потом, когда уже ничего нельзя изменить.

Основа сюжета – история взаимоотношений матери и дочери. Главная героиня – Катерина Петровна, престарелая одинокая женщина, которая живет в деревушке с названием Заборье. Даже название созвучно с ее положением в жизни – она будто отгорожена забором от всех. В селении нет людей с родственной ей душою. Она выросла в благородной творческой семье, но здесь в Заборье никто не разделял ее мыслей об искусстве, ей не было даже с кем поговорить на интересные темы. У нее есть дочь Настя, однако, она давно уехала в Ленинград.


Образ Насти не однозначен в рассказе. Нельзя сказать, что она плохой человек. Автор не выражает прямо даже своего осуждения по отношению к ней. Какой же человек Настя? Она очень деятельная, энергичная девушка, полностью поглощенная своей интересной работой. Она уехала в Ленинград и влилась в Союз художников. Писатель не открывает нам превратности ее личной жизни, мы даже не знаем, есть ли у Насти семья. Но это вряд ли, ведь все свое время она отдает работе. Даже на то, чтобы написать письмо матери у нее нет времени. Но так ли это на самом деле? Скорее всего, девушку подсознательно мучили укоры совести, что она бросила мать одну в деревне. Поэтому она даже не читает сразу последнее письмо Катерины Петровны, так как боится ее укоров. Она словно хочет отложить неприятный разговор и прячет письмо.

Автор выражает свое осуждение не прямо, а при помощи символов. Например, через образ Гоголя. Насте стало казаться, что скульптура писателя насмешливо смотрит на нее и словно говорит ей с укором «Эх ты».

Сложно понять Настю, ведь она не была по-настоящему черствым человеком. Она чутко откликается на проблемы скульптора Тимофеева. Настя заботится о нем, даже едет к нему. Вот только его проблемы выглядят смешными в сравнении с одиночеством Катерины Петровны. Он жалуется Насте на то, что недоволен своей «берлогой», сравнивает себя с другим, более удачливым Першиным, у которого в мастерской стоят калориферы.

Почему Настя бежит на помощь постороннему человеку и не помогает самому родному? В этом и состоит проблема рассказа. Люди не всегда ценят родных людей. Настя это понимает, но слишком поздно. Она с ужасом начинает это понимать, когда узнает страшную новость в тот момент, когда ей аплодируют за хорошо проделанную работу. Вот только нужен ли ей теперь этот успех? Она принесла в жертву отношения с матерью, чтобы заниматься любимым делом. Настя приезжает домой, но поздно. Она горько рыдает, но автор показывает нам, что эти слезы запоздалые.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Тихона в рассказе Паустовского «Телеграмма»
  • Образ Катерины Петровны в рассказе Паустовского «Телеграмма»
  • Образ Манюшки в рассказе Паустовского «Телеграмма»
  • Образ природы в рассказе Паустовского «Телеграмма»