Образ Рагима в рассказе Горького «Песня о Соколе»


Максим Горький – писатель, раннее творчество которого пропитано героизмом и романтикой. Читая «Песню о Соколе» мы видим, как автор воспевает в нем стремление человека жить настоящей жизнью, а не просто существовать, спрятавшись от мира в теплом местечке.

В произведении интересны образы Ужа и Сокола, как два противопоставленных типа людей. Уж пассивен и не хочет ничего менять, его совершенно устраивает существующий порядок вещей, ему уютно и комфортно. Безрассудство Сокола и стремление к полетам вызывают у Ужа только усмешку. Разве так нужно жить? К чему это хвастовство и горделивость? Ужу с его жалким существованием точно этого не понять! Ярким событием песни становится последний полет Сокола, его желание перед смертью увидеть небо. И пусть буквально через несколько секунд он упадет на скалы. сломает крылья и скатится в морскую пучину, главное, что он сделал то, что хотел. Он достиг своей цели, достал до мечты. Сокол славно жил и славно умер. Не сдался, не уступил, боролся до самого конца.

Не менее интересен образ старика Рагима. Именно из его уст мы слышим песню. Давайте же посмотрим, как изображает Рагима Максим Горький? Его портрет можно описать несколькими словами: высокий, седой, загорелый старик, которого отличает мудрость и опыт. Уж он то пожил и многое повидал. И род его деятельности не забывает отметить автор: Рагим – крымский чабан.

Рассказчик и старик сидят на берегу моря, ждут, когда сварится уха из только что пойманной рыбы и находятся в том настроении, когда хочется предаваться любованию окружающими красотами, думать и молчать. Проходит некоторое время и старки начинает философствовать, он даже не обращает внимания на то, слушает ли его собеседник, будто речь свою он адресует и не ему вовсе, а простирающемуся далеко вдаль морю. И позу он занял соответствующую: лежит на песке, опираясь на локти, и любуется водной гладью. Он пребывает в задумчивости, даже не замечая, что шапка съехала на затылок и вот-вот упадет. Только его задушевные речи продолжают звучать в теплом ночном воздухе.


В этот момент Горький подрисовывает еще одну существенную деталь портрету своего героя: лоб в мелких морщинах.

А ведь неслучайно автор вводит в рассказ этого героя. Рагим – мудрый старик, мы поневоле будем верить всему, что он скажет. Автор ставя этот образ в начале «Песни…» будто дает установку на правду, на желание прислушаться, поверить.

На просьбу рассказать сказку старик сначала отмахивается, отговариваясь тем, что уже давно рассказал все, что знал. Но повествователь не унимается. Тогда от сказок Рагим переходит к песням. И исполняет он ее по-особенному, воссоздавая тот мотив, в котором она пелась раньше, стареется уловить унылый речитатив, чтобы быть более правдивым.

Задумка Гоголя оказывается абсолютно верной. Этому герою мы верим безоговорочно. Он не может обмануть. А столько повидав на своем веку, старик знает жизнь не понаслышке. Он точно покажет и расскажет, как нужно жить, к какой цели идти и как не свернуть с намеченного пути.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сокола в рассказе Горького «Песня о Соколе»
  • Образ Ужа в рассказе Горького «Песня о Соколе»
  • Образы-символы в рассказе Горького «Песня о Соколе»
  • Сравнительная характеристика Сокола и Ужа