Образ степи в повести Гоголя «Тарас Бульба»


Образ степи встречается в гоголевской повести «Тарас Бульба» во второй главе. Приехавшие после обучения в родительский дом Остап и Андрий отправляются вместе с отцом на Запорожье.

По пути братья думали каждый о своем, все трое ехали в тишине, «а между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия». В тот момент, когда Тарас Бульба понял, что едут они в полной тишине, на чистом небе появилось солнце, которое осветило всю степь. В повествовании отмечается красота степи: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее». Перед глазами Тараса Бульбы, Остапа и Андрия появилась «зеленая, девственная пустыня», где были «неизмеримые волны диких растений».

Увиденные картины способствовали тому, что «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело». Казачьи сердца сравниваются с встрепенувшимися птицами.

Автор, описывая «зелено-золотой океан», отмечает: «Ничего в природе не могло быть лучше». Здесь рисуются разные картины с «миллионом разных цветов»: голубой, синий, лиловый, желтый, белый.


При раскрытии образа степи описываются и существа животного и растительного мира: трава, колос пшеницы, птицы, включая куропаток, ястребов, гусей, чайку. Автор не просто перечисляет то, что было в степи, он подробно описывает действия представителей живого мира.

Через фразу «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» раскрываются и образы Бульбы и его сыновей, так как они являются казаками, которые ощущают тесную связь с природой, и авторская позиция. Данный отрывок можно назвать лирическим отступлением, в котором Н.В. Гоголь признается природе в любви. Размышления о красоте степи перемежаются с сюжетными элементами пути Тараса Бульбы, Андрия и Остапа на Запорожье. На протяжении всего пути казакам не встречались деревья, и они любовались красотой степи.

Мотив пути и мотив дороги позволяет показать степь в динамике. Это не одиночная картина, а картины, сменяющие друг друга. Если в начале главы описывается дневная степь, но далее речь идет о степи вечерней. Говорится о том, что вечером степь стала выглядеть совсем по-иному. Та пестрота цветовых оттенков, наблюдаемая ранее, «постепенно темнела». О состоянии спокойствия и душевной гармонии говорит то, что «каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». Н.В. Гоголь показывает переходное состояние природы. Здесь используются и метафоричные выражения: «Музыка <…> утихала и сменялась другой». Под музыкой здесь понимаются различные звуки, издаваемые животными и птицами: теперь свистели суслики, громче начинали стрекотать кузнечики, внезапно раздавался лебединый крик.

Образ «бесконечной, вольной, прекрасной» степи описывается параллельно с описанием того, как пробираются на Запорожье казаки. Это сделано неслучайно: автор хотел показать единение казаков с природой. Герои ложились на траву и смотрели на звезды, слушая «весь бесчисленный мир насекомых». Образ степи помогает в раскрытии особенностей всего казачества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Панночки в повести Гоголя «Тарас Бульба»
  • Образ Янкеля в повести Гоголя «Тарас Бульба»
  • Образ Днестра в повести Гоголя «Тарас Бульба»
  • Образ Кирдяги в повести Гоголя «Тарас Бульба»